Августин Аврелий. Творения. Том 1. Об истинной религии

Августин Аврелий. Творения. Т.1. Об истинной религии. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. С.742

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) - величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. Многогранности дарований и масштабу личности Блаженного Августина вполне согтветствует общее количество написанных им сочинений - 93 в 232 книгах. В данном томе представлены ранние и по преимуществу философские работы святого отца. Приведены также обширный философско-догматический трактат «Об истинной религии (против манихеев)» и знаменитая, ошеломляющая «Исповедь». В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и к превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
которой оскорбил святыню Платона. Тогда, схватив снова
прежнее оружие, ему противостоял, пока не умер, Филон,
а оставленное им закончил наш Туллий, не способный
равнодушно смотреть, как предмет его любви был ниспро-
вергаем и оскверняем. Через небольшой промежуток вре-
мени после того, когда всякое упрямство и упорство
прекратилось, чистейшее и светлейшее в философии лицо
Платона, раздвинув облака заблуждений, воссияло, осо-
бенно в Плотине. Этот философ был платоником до такой
степени, что был признан похожим на Платона; казалось,
будто они жили вместе, а в виду разделявшего их огромного
промежутка времени, что один ожил в другом.
19. В настоящее время мы почти не видим других
философов, кроме циников, перипатетиков, платоников.
И циников, между прочим, потому, что им доставляет
удовольствие некоторая свобода и распущенность жизни.
Что же касается учения, основных философских положений
и тех нравов, которые признаются полезными для души,
то нашлись такие проницательнейшие мужи, которые свои-
ми рассуждениями уяснили, что Аристотель и Платон так
между собою согласны, что кажутся противоречащими
только людям несведущим и невнимательным. Поэтому,
хотя и многими веками и продолжительными спорами,
однако, как думается мне, выработана наконец одна система
истеннейшей философии. Философия эта не есть фило-
софия чувственного мира, от которой совершенно заслу-
жено отвращается наша религия, но философия другого,
умопостигаемого. В этот мир и самый тончайший разум
никогда не воззвал бы души, ослепленные мраком заблуж-
дения и залепленные толстыми слоями грязи телесной,
если бы верховный Бог, по некоторому милосердию к
народу, не присклонил и не низвел высоты божественного
ума к самому человеческому телу, чтобы души, возбуж-
денные не только заповедями, но и делами Его, могли
войти в самих себя и без особых состязаний устремить
взоры к своей отчизне.
20. Таковы мои убеждения относительно академиков,
к которым я пришел, как к вероятным, насколько мог.
Если они ложны, мне неважно; для меня достаточно не
83