Августин Аврелий. Творения. Том 1. Об истинной религии

Августин Аврелий. Творения. Т.1. Об истинной религии. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. С.742

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) - величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. Многогранности дарований и масштабу личности Блаженного Августина вполне согтветствует общее количество написанных им сочинений - 93 в 232 книгах. В данном томе представлены ранние и по преимуществу философские работы святого отца. Приведены также обширный философско-догматический трактат «Об истинной религии (против манихеев)» и знаменитая, ошеломляющая «Исповедь». В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и к превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
нашей жизни, не грозит опасностью нашему благососто-
янию. Вот это опасно, это странно, это должно внушать
ужас всякому честному человеку: если указанное воззрение
будет принято за вероятное, то всякое злодеяние, если
только кому-нибудь покажется вероятным, что его следует
совершить, он совершит, не подвергаясь укору не только
за преступление, но и за заблуждение, лишь бы он не
сочувствовал этому, как истине. Итак, что же? Неужели
они не видели этого? Нет, видели как нельзя проница-
тельнее и всестороннее. Я никоим образом не позволю
себе думать, чтобы я мог в каком-нибудь отношении
угнаться за Марком Туллием в том, что касается искусства,
бдительности, дарований, учености. Однако же, если бы
ему, когда он утверждал, что человек не может ничего
знать, сказали только одно: "Я знаю, что это мне так
кажется", — он не нашел бы, чем это опровергнуть.
17. Итак, почему таким мужам вздумалось постоянными
и упорными спорами вести дело так, чтобы казалось, что
знание истины недоступно никому? Выслушайте теперь
несколько повнимательнее не то, что я знаю, а то, что
я думаю; я приберег это к концу, чтобы объяснить вам,
если буду в состоянии, общую цель, которую, на мой
взгляд, имели в виду академики. О Платоне, этом муд-
рейшем и ученейшем муже своего времени, который
говорил так, что все, чтобы он ни сказал, было великим,
и такое говорил, что как бы ни высказал, оно не было
малым, об этом Платоне говорят, что по смерти учителя
своего Сократа, которого он особенно любил, он изучал
многое и у пифагорейцев. Пифагор же, недовольный
греческой философией, которая в то время или почти не
существовала, или содержалась в слишком большой тайне,
слушал, путешествуя повсюду, многих мудрых после того,
как под влиянием рассуждений некоего Ферекида, пришел
к убеждению, что душа бессмертна. Итак, говорят, что
Платон, присоединив к сократовской привлекательности и
тонкости, какую высказал в нравственного свойства рас-
суждениях, знание вещей естественных и божественных,
которое старательно приобрел от тех, о ком я упомянул,
и, прибавив к этому как бы образовательницу и судью
79