Августин Аврелий. Творения. Том 1. Об истинной религии

Августин Аврелий. Творения. Т.1. Об истинной религии. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. С.742. ISBN 5-89329-212-X

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) - величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. Многогранности дарований и масштабу личности Блаженного Августина вполне согтветствует общее количество написанных им сочинений - 93 в 232 книгах. В данном томе представлены ранние и по преимуществу философские работы святого отца. Приведены также обширный философско-догматический трактат «Об истинной религии (против манихеев)» и знаменитая, ошеломляющая «Исповедь». В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и к превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

: [URL="http://txt.drevle.com/text/avgustin_avreliy-tvoreniya-1-2000/80"]Августин Аврелий. Творения. Т.1. Об истинной религии. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. С.742. ISBN 5-89329-212-X[/URL]
 

OCR
непроходимыми горами и который не находит той страны,
куда стремится, оказывается не заблуждающимся. Если
заслуживает справедливого осуждения безрассудное доверие,
то скорее они оба заблуждаются, чем не заблуждается
этот. После этого я стал уже внимательнее сопоставлять
с их мнениями самые поступки и нравы человеческие.
Но тогда мне пришло на ум так много и такого важного
против них, что я уже не смеялся, а отчасти негодовал,
отчасти скорбел, что люди ученейшие и даровитейшие
вдались в такие преступления мысли и в такие постыдные
дела.
16. То, пожалуй, верно, что не всякий, кто заблуждается,
грешит; однако же всякий, кто грешит, или дозволяет
себе заблуждаться, или делает нечто худшее. Представим
себе, что какой-нибудь юноша услышал их рассуждающими
так: "Постыдно заблуждаться, и поэтому мы не должны
соглашаться ни с чем. Однако же тот не грешит и не
заблуждается, кто делает то, что ему кажется вероятным.
Одно только пусть помнит, что он не должен принимать
за истину ничего, что представляется его душе или чув-
ствам". Итак, юноша это услышит и покусится на цело-
мудрие чужой жены. Спрашиваю по этому предмету твоего
мнения, Марк Туллий: мы трактуем о правах юношей и
о их жизни, воспитанию и упорядочению которой посвя-
щены все твои сочинения. Что другое скажешь ты, как
не то, что тебе невероятно, чтобы юноша так поступил?
Но ему это вероятно. Ибо, если бы мы жили на основании
чужого вероятного, то и ты не должен был бы управлять
республикой, потому что Эпикуру казалось, что этого не
следует делать. Итак, тот юноша обесчестил чужую жену.
Где же тогда, если будет пойман в преступлении, найдет
он тебя, который защитил бы его; а если бы и нашел,
что скажешь ты тогда? Станешь, конечно, отрицать соде-
янное. Но что, если дело так ясно, что запирательство
будет напрасным? Станешь, без сомнения, убеждать, как
в гимназии куманской, а до того времени — в неаполитан-
ской, что он-де никак не совершил и даже в существе
Дела не впал в заблуждение. Потому что он не убедил
себя, как в истине, в том, что он должен был совершить
77