Августин Аврелий. Творения. Том 1. Об истинной религии

Августин Аврелий. Творения. Т.1. Об истинной религии. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. С.742

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) - величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. Многогранности дарований и масштабу личности Блаженного Августина вполне согтветствует общее количество написанных им сочинений - 93 в 232 книгах. В данном томе представлены ранние и по преимуществу философские работы святого отца. Приведены также обширный философско-догматический трактат «Об истинной религии (против манихеев)» и знаменитая, ошеломляющая «Исповедь». В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и к превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
истинным. Представим себе двух путешественников, на-
правляющихся в одно и то же место, из коих один
поставил себе за правило ничему не верить, а другой
доверчив до крайности. Прибыли они к месту, где дорога
раздваивается. Доверчивый обращается к случившемуся тут
пастуху или какому-либо другому поселянину: "Здравствуй,
добрый человек! Скажи, пожалуйста, по'какой дороге
следует идти в такое-то место?" Тот отвечает: "Если
пойдешь этой, не заблудишься". Тогда он к спутнику:
"Он говорит правду; отправимся этой". Смеется осторож-
ный муж и забавнейшим образом потешается над таким
легковерием, и когда первый уходит, сам остается на
распутьи. Через некоторое время ему начинает казаться
неприличным стоять, и тут с другой ветви дороги появ-
ляется некий изящно одетый и с виду образованный
всадник и начинает приближаться. Путник, конечно, не-
сказанно рад. Когда всадник подъезжает, тот, поздоро-
вавшись с ним, сообщает ему куда направляется и спра-
шивает о дороге, рассказав при этом и о причине свой
остановки, чтобы расположить его к большему благово-
лению за предпочтение его пастуху. А случилось так, что
это был фигляр из тех, которых народ зовет самардаками.
Негодный человек остался верен своему ремеслу, даже и
бесплатно. "Ступай этой дорогой, — говорит он, — я
еду оттуда". Обманул и уехал. Но разве наш славный
герой когда-нибудь обманется? "Я не признаю, — рас-
суждает он, — это указание за истинное; но я считаю
его истиноподобным. Притом оставаться здесь долее и
неприлично, и бесполезно; пойду этой дорогой". И вот,
между тем как тот, который ошибся доверием, приняв
сразу за истину слова пастуха, уже отдыхал на месте, куда
отправлялся, этот не ошибающийся, хотя и руководился
вероятным, колесит невесть по каким лесам и не встречает
уже и такого человека, которому было бы известно самое
место, куда он предполагал идти.
Скажу вам откровенно, когда я представлял себе это,
я не мог удержаться от смеха, что академики каким-то
образом сочиняют, будто бы идущий прямою дорогой,
пускай и случайно, но заблуждается, а тот, которого ведут
76