Августин Аврелий. Творения. Том 1. Об истинной религии

Августин Аврелий. Творения. Т.1. Об истинной религии. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. С.742

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) - величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. Многогранности дарований и масштабу личности Блаженного Августина вполне согтветствует общее количество написанных им сочинений - 93 в 232 книгах. В данном томе представлены ранние и по преимуществу философские работы святого отца. Приведены также обширный философско-догматический трактат «Об истинной религии (против манихеев)» и знаменитая, ошеломляющая «Исповедь». В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и к превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
умствуют те, у которых воззрения на созданное Тобою не
по Духу Твоему, и потому они не познают Тебя в них.
Глава XXXI
Что же до тех, которые смотрят на творения Твои по
внушению Духа Твоего, то они видят их так, как видишь
Ты, ибо видят их через Тебя. И когда они видят, что
творения Твои благи, то это потому, что Ты видишь их
благими; и если любят они то же, что и Ты, то в этом,
любимом ими, они любят Тебя. Все, что мы любим по
внушению Духа Твоего, все это и Ты любишь в нас,
любишь, как и нас самих. "Кто из человеков знает, что
в человеке, кроме духа человеческого, живущего в нем?
Так и Божьего никто не знает, кроме Духа Божия. Но
мы приняли не духа мира сего, а Духа от Бога, дабы
знать дарованное нам от Бога" (I Кор. II, 11, 12). "Но
как, — спрашиваю я сам себя, — каким образом можем
мы знать и быть уверенными, что это даруется нам от
Бога?" И внутренний голос отвечает: "Как истинно то,
что никто не знает Божьего, кроме Духа Божия, так
истинно и то, что мы приемлем этот дар от Бога по
внушению Духа Божия". Поэтому правильно сказано тем,
которые говорили в Духе Божием: "Не вы будете говорить,
но Дух Отца вашего будет говорить в вас" (Мф. X, 20;
Марк. XIII, 11; Лук. XII, 12); таким же образом будет
правильно сказать тем, кто знает в Духе Божием: "Не вы
знаете", и тем, кто видит в Духе Божием: "Не вы видите".
Итак, которые видят что-то доброе в Духе Божием, видят
это не сами: Бог видит, что это хорошо.
Одно дело, когда кто-то считает плохим то, что хорошо,
как те безумцы, о которых мы только что говорили; другое
— когда хорошее видят хорошим, но не видят Тебя в
творениях Твоих: такие предпочитают наслаждаться в тва-
рях, а не в их Творце; и совсем иное дело, когда человек,
глядя на творения Твои и видя, что они прекрасны,
сознает, что видит их так, как видишь Ты, ибо видит их
через Тебя, точнее, Ты сам в нем видишь их, так что
737