Августин Аврелий. Творения. Том 1. Об истинной религии

Августин Аврелий. Творения. Т.1. Об истинной религии. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. С.742

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) - величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. Многогранности дарований и масштабу личности Блаженного Августина вполне согтветствует общее количество написанных им сочинений - 93 в 232 книгах. В данном томе представлены ранние и по преимуществу философские работы святого отца. Приведены также обширный философско-догматический трактат «Об истинной религии (против манихеев)» и знаменитая, ошеломляющая «Исповедь». В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и к превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
укрепляющем меня (Иисусе) Христе" (Филип. IV, 11 —
13).
Чему же ты радуешься, великий Павел? Что питает
тебя, человече, обновленный познанием Бога, создавшего
тебя по образу Своему, душа живая, столь владеющая
собой, окрыленный язык, вещающий о тайном? Что же
питает тебя? Радость. Послушаем дальше: "Вы хорошо
поступили, принявши участие в моей скорби" (Филип.
IV, 14). Вот чему он радуется, вот что его питает: их
добрые помыслы и дела, а не разрешение собственных
затруднений. "Вы знаете, Филиппийцы, — продолжает он,
— что в начале благовествования, когда я вышел из
Македонии, ни одна церковь не оказала мне участия
подаянием и принятием, кроме вас одних; вы и в Фес-
салонику и раз и два присылали мне на нужду" (Филип.
IV, 15, 16). Он радуется, что они вновь вернулись к
добрым делам своим, видя новые всходы на высохшей
ниве. О своих ли потребностях печется он, говоря: "При-
сылали мне на нужду", этому ли рад? Никоим образом.
Откуда это известно? Читайте дальше: "Говорю это не
потому, чтобы я искал даяния; но ищу плода" (Филип.
IV, 17).
Я научился от Тебя, Боже мой, отличать даяние от
плода. Даяние — это то, что уделяет нам вспомоществу-
ющий при нужде: деньги, пища, питье, одежда, кров,
поддержка. Плод же — добрая воля дающего. И Учитель
наш не сказал просто: "Кто принимает пророка", но
добавил: "Во имя пророка"; не сказал просто: "Кто
принимает праведника", но добавил: "Во имя праведника"
(Мф. X, 41). Только тогда один получит награду от пророка,
а другой — от праведника. Он не сказал просто: "Кто
напоит одного из малых сих только чашею холодной
воды", но добавил: "Во имя ученика", и присовокупил:
"Истинно говорю вам, не потеряет награды своей" (Мф.
X, 42). Принять пророка или праведника, напоить жаж-
дущего ученика холодной водой — это даяния, а плод
— сделать это "во имя пророка", "во имя праведника",
"во имя ученика". Такими плодами питался Илия у вдовы,
знавшей, что он — человек Божий, и потому кормившей
734