Августин Аврелий. Творения. Том 1. Об истинной религии

Августин Аврелий. Творения. Т.1. Об истинной религии. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. С.742

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) - величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. Многогранности дарований и масштабу личности Блаженного Августина вполне согтветствует общее количество написанных им сочинений - 93 в 232 книгах. В данном томе представлены ранние и по преимуществу философские работы святого отца. Приведены также обширный философско-догматический трактат «Об истинной религии (против манихеев)» и знаменитая, ошеломляющая «Исповедь». В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и к превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
приносящее плод"; дары духовные — "светила небесные";
душа, обуздавшая страсти — "душа живая".
Во всем этом можно обнаружить умножение и рост,
но только в мире чувственных образов и умопостигаемых
явлений можно об одном и том же рассказать по-разному
и единственное положение трактовать так м этак. Итак,
под порождением вод можно понимать чувственные образы,
необходимые для людей плотских, под порождением же
людским — умосозерцания, рожденные плодовитым разу-
мом. Поэтому, полагаю, Ты и сказал тем и другим:
"Плодитесь и размножайтесь". Я думаю, что этим благос-
ловением Ты даровал нам способность разнообразно вы-
ражать нечто одно, постигнутое нами, и единообразно
выраженное многообразно толковать. Так наполнились воды
в морях различными толкованиями, так наполнилась земля
порождениями людей; сухость ее — стремление к знанию,
и владычествует над нею разум.
Глава XXV
И еще хочу рассказать Тебе, Господи Боже мой, в чем
убеждают меня слова Писания Твоего. Скажу как есть,
ибо это Ты внушил Мне сказать то, что пожелал выразить
моими словами. Знаю, что если говорю правду, то говорю
ее по внушению Твоему, так как "Бог верен, а всякий
человек лжив" (Рим. III, 4), и когда он говорит свое,
говорит ложь (Иоан. VIII, 44). Поэтому, чтобы сказать
правду, надо говорить Твое.
Ты дал нам в пищу "всякую траву, сеющую семя, какая
есть на всей земле, и всякое дерево, у которого плод
древесный, сеющий семя" (Быт. I, 29), и не только нам,
но и всем птицам небесным, и животным земным, и
пресмыкающимся, а рыбам и чудищам морским — не
дал.
Я говорю: эти травы, эти плоды земные — иносказа-
тельные представления о делах милосердия, которые в
житейских нуждах подает плодоносная земля. Такою землею
был благочестивый Онисифор, дому которого Ты даровал
732