Августин Аврелий. Творения. Том 1. Об истинной религии

Августин Аврелий. Творения. Т.1. Об истинной религии. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. С.742. ISBN 5-89329-212-X

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) - величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. Многогранности дарований и масштабу личности Блаженного Августина вполне согтветствует общее количество написанных им сочинений - 93 в 232 книгах. В данном томе представлены ранние и по преимуществу философские работы святого отца. Приведены также обширный философско-догматический трактат «Об истинной религии (против манихеев)» и знаменитая, ошеломляющая «Исповедь». В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и к превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

: [URL="http://txt.drevle.com/text/avgustin_avreliy-tvoreniya-1-2000/734"]Августин Аврелий. Творения. Т.1. Об истинной религии. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. С.742. ISBN 5-89329-212-X[/URL]
 

OCR
хотя все они, как и птицы, и рыбы, и люди хранят и
преумножают род свой, рождая потомство.
Что же сказать мне, Свет мой, Истина моя? Что все
это сказано зря? Да не будет! Коль скоро смысл слов
* Твоих мне темен, пусть разъяснит их мне тот, кто лучше
и умнее меня: ведь каждому, Господи, даешь Ты меру
разумения его.
Прими, Господи, исповедь раба Твоего, да будет она
угодной в очах Твоих. Верую, Боже мой, верую и исповедую
веру свою, что сказанное Тобою было сказано не напрасно.
Не умолчу о том, что мыслю я об этом месте Писания
Твоего. Знаю, что постигаемое умом как нечто единое,
может быть выражено по-разному, а выраженное в единой
фразе может многообразно истолковываться, причем истол-
ковываться и иносказательно. Вот единая мысль о любви
к Богу и ближнему: в каких бесчисленных символах, на
каких бесчисленных языках, в каких бесчисленных фразах
каждого языка выражена она! Так растут и умножаются
порождения вод. Вот еще одна фраза из Писания: "В
начале сотворил Бог небо и землю". Разве не многообразно
понимают ее те, которые, тем не менее, понимают пра-
вильно? Так растут и умножаются поколения человеческие.
Если мы будем понимать все написанное буквально,
то слова "плодитесь и размножайтесь" следует будет отнести
ко всему, что рождается из семени. Если же будем судить
о них иносказательно (думаю, что иносказание — главная
цель Писания*, иначе как объяснить, что благословение
получили только люди и порождения вод), то обнаружим,
что под "небом и землей" можно понимать духовные и
телесные существа; под "светом и тьмой" — праведников
и грешников; святые писатели Твои, явившие нам свет
— это "твердь", которую Ты укрепил между горними и
дольними водами; горечь общения с людьми — "море";
рвение благочестивых — "земля"; труды милосердия, ис-
полняемые в этой жизни — "трава, сеющая семя и дерево,
* Тринадцатая книга "Исповеди" почти полностью посвящена
аллегорическому толкованию первых глав Книги Бытия. Позднее
Августин осознает, какими опасностями чреват подобный подход, и
напишет трактат "О Книге Бытия (буквально)".
731