Августин Аврелий. Творения. Том 1. Об истинной религии

Августин Аврелий. Творения. Т.1. Об истинной религии. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. С.742

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) - величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. Многогранности дарований и масштабу личности Блаженного Августина вполне согтветствует общее количество написанных им сочинений - 93 в 232 книгах. В данном томе представлены ранние и по преимуществу философские работы святого отца. Приведены также обширный философско-догматический трактат «Об истинной религии (против манихеев)» и знаменитая, ошеломляющая «Исповедь». В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и к превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
Глава XXIII
Как разуметь слова: "Он судит о всем", как не так,
что он имеет власть и над рыбами морскими, и над
* птицами небесными, и над зверями земными, и над всем
скотом, и над всей землей, и над всеми гадами, полза-
ющими по земле. Он властвует над ними разумом своим,
коим постигает, что от Духа Божия. Человек же, "который
в чести и неразумен, подобен животным, которые поги-
бают" (Пс. XLVIII, 21).
Потому-то в Церкви Твоей, Господи, по благодати
Твоей, дарованной ей Тобою, ибо мы — Твое творение,
"созданы во Христе Иисусе на добрые дела, которые Бог
предназначил нам исполнять" (Еф. II, 10), и заведено так,
что есть не только духовные наставники, но и те, которые
духовно подчиняются им. Ты сотворил мужчину и женщину,
но по духовной благодати Твоей "нет уже Иудея, ни
язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола,
ни женского" (Гал. III, 28). Духовные же, начальствуют
ли они, или повинуются, судят духовно. Но судят они не
о духовных истинах, сияющих на тверди, не о Писании
Твоем, хотя в нем есть и немало темного, ибо кто может
судить о Твоем: мы подчиняем ум наш Писанию Твоему,
твердо веруя, что и то, что недоступно в нем духовному
взору нашему, сказано истинно и правдиво. Человеку,
пусть и духовному, обновленному в познании по образу
Создавшего его, надлежит быть исполнителем закона, а
не судьей его (Иак. IV, 11); не ему судить, которые
духовные, а которые — плотские. Они ведомы Тебе,
Господи, а пред нами еще не явились дела их, чтобы "по
плодам их узнать их" (Мф. VII, 20).
Ты же, Господи, знал их и разделял, прикровенно
призвал их еще прежде, чем была создана твердь. И
человек духовный не спешит судить о тех, кто еще в веке
сем. Да и как судить ему, когда он даже не знает, уйдет
ли он сам отсюда в сладостную благодать Твою, или
останется в горечи вечного нечестия? Поэтому-то человек,
которого Ты создал по образу Твоему, и не получил власти
ни над светилами, ни над самим небом, ни над днем и
729