Августин Аврелий. Творения. Том 1. Об истинной религии

Августин Аврелий. Творения. Т.1. Об истинной религии. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. С.742. ISBN 5-89329-212-X

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) - величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. Многогранности дарований и масштабу личности Блаженного Августина вполне согтветствует общее количество написанных им сочинений - 93 в 232 книгах. В данном томе представлены ранние и по преимуществу философские работы святого отца. Приведены также обширный философско-догматический трактат «Об истинной религии (против манихеев)» и знаменитая, ошеломляющая «Исповедь». В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и к превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

: [URL="http://txt.drevle.com/text/avgustin_avreliy-tvoreniya-1-2000/73"]Августин Аврелий. Творения. Т.1. Об истинной религии. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. С.742. ISBN 5-89329-212-X[/URL]
 

OCR
"Может быть ты совсем и не кушаешь, а это только
сон!". Остановлюсь ли я? Пусть это хотя бы доставит мне
удовольствие во сне. Поэтому того, о чем я сказал, что
знаю, не спутает никакое подобие ложного. И Эпикур, и
киренаики, может быть, говорят и многое другое в пользу
чувств, против чего, как мне известно, академики ничего
не сказали. Но что из того? Если хотят и если могут —
пусть опровергают даже и с моею помощью. Что бы ни
говорили они против чувств, это не имеет силы против
всех философов.
Есть между ними такие, которые признают, что все,
что душа воспринимает посредством телесных чувств, может
породить знание. Они полагают, что это знание содержится
в понятии и живет в уме, удаленное от чувств. Может
быть в их-то числе и есть тот мудрый, которого мы ищем.
Но об этом после. Теперь перейдем к дальнейшему, что,
ввиду уже сказанного, потребует от меня, если не ошибаюсь,
некоторого разъяснения.
12. Чему помогает или чему мешает телесное чувство,
когда исследуется вопрос о добрых нравах? Если и тем,
кто полагал высшее благо человека в наслаждении, ни
голубиная шейка, ни безотчетный голос, ни великая тяжесть
для человека того, что легко верблюдам, не мешают
утверждать, что они знают, что действительно наслаждаются
тем, чем наслаждаются, или получают боль от того, что
им причиняет боль (чего я и не собираюсь отрицать), то
разве поколеблют они того, кто верх блага полагает в
разуме? Чего держишься ты из этих двух? Если спросишь,
как мне это кажется, то я полагаю, что высшее благо
человека в разуме. Но в данном случае вопрос идет о
знании. Поэтому спроси мудрого, который не может не
знать мудрости, хотя, впрочем, и мне, тупому и глупому,
дозволительно знать, что верх человеческого блага, с ко-
торым соединяется блаженная жизнь, или не существует
вовсе, или находится в душе, или в теле, или в той и
другом вместе. Вот в незнании этого, если можешь, обличи
меня, так как ваши пресловутые доводы никоим образом
этого не делают. Но если ты этого не можешь, потому
что не находишь, на какую ложь оно похоже, то поко-
70