Августин Аврелий. Творения. Том 1. Об истинной религии

Августин Аврелий. Творения. Т.1. Об истинной религии. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. С.742. ISBN 5-89329-212-X

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) - величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. Многогранности дарований и масштабу личности Блаженного Августина вполне согтветствует общее количество написанных им сочинений - 93 в 232 книгах. В данном томе представлены ранние и по преимуществу философские работы святого отца. Приведены также обширный философско-догматический трактат «Об истинной религии (против манихеев)» и знаменитая, ошеломляющая «Исповедь». В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и к превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

: [URL="http://txt.drevle.com/text/avgustin_avreliy-tvoreniya-1-2000/716"]Августин Аврелий. Творения. Т.1. Об истинной религии. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. С.742. ISBN 5-89329-212-X[/URL]
 

OCR
Глава II
От полноты благости Твоей, а не ради пользы Твоей,
возникла вся тварь. Происходя от Тебя, она не равна
Тебе, но и она суть благо, ибо — от Тебя. Какие заслуги
пред Тобою имеют те "небо и земля", которые Ты сотворил
"в начале"? Какие заслуги у всех тех духовных и чувст-
венных тварей, которых "соделал Ты премудро" (Пс. CIII,
24)? Премудрость Твоя сотворила все благо, даже бесфор-
менное и лишенное образа. Духовное, даже если оно и
бесформенно, лучше телесного, имеющего форму; бесфор-
менное телесное лучше, чем полное "ничто". Но Слово
Твое призвало безобразное к Себе, и вот, оно уже в
образе, "хорошо весьма". За что же все это было даровано,
за какие заслуги?
Чем заслужила телесность Твой дар, чтобы быть ей
хотя бы бесформенной и неустроенной? Она не была бы
и такой, не создай Ты ее. А ведь прежде ее не было
вовсе: чем же могла заслужить она свое бытие? А каковы
были заслуги пред Тобою у существ духовных, пускай еще
и бесформенных, напоминающих темную бездну? Но вот
прозвучал зов Слова Твоего, и они обратились к Тебе и
просветились Тобою, сами став светом. Но как для тела
быть и быть красивым — не одно и то же, так и для
духа не одно и то же жить и жить мудро. Благо ему
прилепиться к Тебе, дабы всегда просветляться светом
Твоим. Вот и мы, по душе своей духовные, отвратившись
от Света своего, "были некогда тьма" (Еф. V, 8) и
скитаемся во мраке, доколе в Сыне Твоем "не сделаемся
праведными пред Богом" (II Кор. V, 21).
Глава III
Слова Твои, сказанные в начале творения: "Да будет
свет" (Быт. I, 3), я отношу к существам духовным, уже
имеющим какое-то бытие, а потому способным прос-
ветиться светом Твоим. Но ничем не заслужили они ни
того, чтобы просто жить, ни того, чтобы жить просвещенно.
713