Августин Аврелий. Творения. Том 1. Об истинной религии

Августин Аврелий. Творения. Т.1. Об истинной религии. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. С.742. ISBN 5-89329-212-X

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) - величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. Многогранности дарований и масштабу личности Блаженного Августина вполне согтветствует общее количество написанных им сочинений - 93 в 232 книгах. В данном томе представлены ранние и по преимуществу философские работы святого отца. Приведены также обширный философско-догматический трактат «Об истинной религии (против манихеев)» и знаменитая, ошеломляющая «Исповедь». В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и к превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

: [URL="http://txt.drevle.com/text/avgustin_avreliy-tvoreniya-1-2000/714"]Августин Аврелий. Творения. Т.1. Об истинной религии. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. С.742. ISBN 5-89329-212-X[/URL]
 

OCR
станут высказывать что-либо, что противоречило бы истине,
то почему бы не допустить, что и все это подразумевал
боговдохновенный писатель, через которого Бог сообщил
единую истину многим таким образом, чтобы каждый смог
принять ее в доступном его пониманию виде?
Что до меня, то признаюсь от всей души: будь я на
месте Моисея, то предпочел бы писать именно так, чтобы
каждый в словах моих мог найти место для тех своих
воззрений, которые не противоречат истине, а не так,
чтобы настойчиво проводить только одну верную мысль,
напрочь отвергая все другие, хотя бы они и не заключали
в себе ничего ложного и не были оскорбительны для
истины. Поэтому я и не хочу, Боже мой, допускать такое
легкомысленное предположение, что сей великий муж не
удостоился получить от Тебя такого дара. Я убежден, что
Моисей, когда он писал эти слова, думал о том, что
истинного мы можем обрести в них, а также и о том,
чего не можем или пока не можем, хотя и оно присутствует
в них.
Глава XXXII
Напоследок, Господи, в Ком мы исповедуем Бога, а
не плоть и не кровь, скажу так: если человеку и не дано
понять всего того, что заключено под покровом этих слов,
то, конечно же, невозможно, чтобы что-либо было укрыто
от "Духа Твоего благого", Который "ведет меня в землю
правды" (Пс. CXLII, 10). Ведь Ты сам пожелал открыть
через Писание Твое людям то, что в нем содержится,
дабы мы вместе со словами постигали и смысл их, хотя
бы писавший их и имел в виду только одну свою мысль,
мысль истинную, но одну из многих таких же. Если это
так, то из всех возможных толкований преимущество имеет
то, которое имел в виду сей святой человек. Даруй же
нам, Господи, уразуметь или то, что разумел и он, или
же то, что, пускай оно и другое, но все же во всем
согласуется с истиною Твоею, дабы мы всегда вкушали
спасительнейшую пищу и не служили игрушками пагубных
заблуждений.
711