Августин Аврелий. Творения. Том 1. Об истинной религии

Августин Аврелий. Творения. Т.1. Об истинной религии. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. С.742

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) - величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. Многогранности дарований и масштабу личности Блаженного Августина вполне согтветствует общее количество написанных им сочинений - 93 в 232 книгах. В данном томе представлены ранние и по преимуществу философские работы святого отца. Приведены также обширный философско-догматический трактат «Об истинной религии (против манихеев)» и знаменитая, ошеломляющая «Исповедь». В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и к превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
Равным образом, несогласны между собою и те, которые
думают, что небом и землею тут обозначены устроенные
небо и земля: одни видят тут указание на все творение
в целом, как видимое, так и невидимое, другие же говорят,
что здесь идет речь только о видимом, т. е. о наших,
телесных земле и небе и всем том, что в них содержится.
Глава XXIX
Те же, которые слова: "В начале сотворил Бог" по-
нимают так, как если бы было сказано: "Прежде всего
сотворил Бог", не могут, конечно, под небом и землею
здесь понимать что-либо иное, кроме как изначальную
материю, предназначенную для образования всех творений
как мира духовного (неба), так и мира чувственного
(земли). Ибо если бы они вздумали усмотреть здесь
указание на уже устроенные творения, то можно бы было
спросить: "Если все это Бог сотворил прежде всего, то
что же Он делал после этого?" А так как ответить им
будет нечего, то перед ними возникнет другой вопрос:
"Как понимать это "прежде всего", если после этого не
было уже ничего?" Эти противоречия будут устранены,
если они признают, что прежде всего Бог сотворил бес-
форменную материю, а уже после этого приступил к
оформлению ее, т. е. творению видимых и невидимых
вещей.
Но при этом им следует различать, что есть первенство
по вечности, а что — по времени; что — по выбору, а
что — по происхождению. Так, Бог предваряет все по
вечности; цветок предваряет плод по времени; по выбору
плод лучше цветка; звук же предшествует пению по своему
происхождению. Из этих четырех отношений первое и
последнее — самые трудные для нашего понимания, два
же средних — самые простые. В самом деле, что может
быть для нас более трудным и более возвышенным, чем
представление и созерцание вечности Твоей, Господи,
которая, будучи неизменяемой, творит изменчивое, и пото-
му первенствует надо всем? Или кто может легко понять,
708