Августин Аврелий. Творения. Том 1. Об истинной религии

Августин Аврелий. Творения. Т.1. Об истинной религии. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. С.742

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) - величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. Многогранности дарований и масштабу личности Блаженного Августина вполне согтветствует общее количество написанных им сочинений - 93 в 232 книгах. В данном томе представлены ранние и по преимуществу философские работы святого отца. Приведены также обширный философско-догматический трактат «Об истинной религии (против манихеев)» и знаменитая, ошеломляющая «Исповедь». В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и к превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
в них, Боже, что Твоя неизменная вечность превыше всех
времен, и прошлых, и будущих, хотя все временное
получило свое бытие именно от Тебя. Они понимают, что
воля Твоя совечна Тебе и неизменна: в ней не начинается
*го, чего не было прежде, и не заканчивается то, что было
всегда; что Ты сотворил этот мир и все, что в нем, не
потому, что вдруг у Тебя возникло желание сотворить,
желание, которого прежде не было. Они видят, что Ты
даровал всему сотворенному Тобою вид и образ, создав
его не из Своей субстанции, а оформив бесформенную
материю, сотворенную Тобою из ничего. И все твари
Твои, смотря по тому, сколько каждой из них даровано
совершенств, в большей или меньшей мере свидетельствуют
о Тебе, своем Творце, видят, что все сотворил Ты "хорошо
весьма", что все создания Твои — благи: как те, которые
пребывают всегда с Тобою, достигнув вечного блаженства,
так и те, которые, удалившись от Тебя, во времени и
пространстве стали участниками в прекрасном разнообразии
дольнего мира. Они видят все это и радуются этому в
свете истины Твоей, насколько им это доступно.
Но при этом одни из них, читая слова: "В начале
сотворил Бог небо и землю", видят в этом "начале"
Премудрость Твою, Начало всего; другие же понимают
под этим указание на начало творения, т. е. понимают
так: прежде всего Бог сотворил небо и землю. Далее, из
тех, кто в "начале" усматривают Премудрость Твою, через
Которую Ты сотворил небо и землю, одни понимают под
небом и землею только бесформенную материю, то, из
чего впоследствии были образованы наше небо и земля,
другие — вполне оформленные и устроенные небо и
землю, третьи же под небом понимают умопостигаемый
и духовный мир, уже образованный и упорядоченный, под
землею же — неоформленную материю. Что же до тех,
которые под небом и землею понимают только первона-
чальную материю, то и они расходятся во мнениях: одни
относят небо к материи мира духовного, а землю — к
материи мира чувственного, другие же — только чувст-
венного, понимая так, что из этой материи в целом были
затем образованы как видимая земля, так и видимое небо.
707