Августин Аврелий. Творения. Том 1. Об истинной религии

Августин Аврелий. Творения. Т.1. Об истинной религии. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. С.742. ISBN 5-89329-212-X

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) - величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. Многогранности дарований и масштабу личности Блаженного Августина вполне согтветствует общее количество написанных им сочинений - 93 в 232 книгах. В данном томе представлены ранние и по преимуществу философские работы святого отца. Приведены также обширный философско-догматический трактат «Об истинной религии (против манихеев)» и знаменитая, ошеломляющая «Исповедь». В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и к превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

: [URL="http://txt.drevle.com/text/avgustin_avreliy-tvoreniya-1-2000/71"]Августин Аврелий. Творения. Т.1. Об истинной религии. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. С.742. ISBN 5-89329-212-X[/URL]
 

OCR
кажущееся мне есть мир, то делаешь предметом спора
имя, так как я называю это миром.
"Неужели, — говоришь ты, — мир именно таков,
каким ты его видишь, когда спишь?" Сказано уже, что
я называю миром все, что мне кажется миром. Но если
тебе угодно называть миром только тот, который видят
бодрствующие и только здоровые, то докажи, если можешь,
что спящие или помешанные сходят с ума и спят не в
мире. В этом смысле я и говорю, что вся эта масса тел,
в которой мы существуем, сонные или сумасшедшие,
бодрствующие или здоровые, или одна, или не одна.
Разъясни, каким образом это положение может быть
ложным. Если я сплю, может случиться, что я ничего не
скажу; или если из уст спящего, как бывает обыкновенно,
и вылетят слова, может случиться, что я скажу не здесь,
не так сидя, не вслух; но чтобы это было ложно — быть
того не может. Поэтому я и не говорю, что воспринял
бы это, потому что бодрствую. Ты можешь сказать, что
это могло казаться мне и сонному, и потому это может
быть весьма похоже на ложное. Но если миров один и
еще шесть, то, в каком бы я состоянии не находился,
миров, очевидно, семь, и я не бесстыдно утверждаю, что
знаю это. Докажи мне, что это заключение или вышеприве-
денные логические положения в силу сна, или безумия,
или обманчивости чувств могут быть ложны; тогда, если
по пробуждении вспомню их, я признаю себя побежденным.
Я считаю уже достаточно разъясненным то, что может
казаться ложным в силу сна или безумия; это то, что
относится к чувствам телесным. Ибо, что трижды три есть
девять, и представляет собой непременный квадрат отвле-
ченных чисел, будет верно и в ту пору, когда род
человеческий погрузится в глубокий сон. Хотя и о самих
чувствах я нахожу возможным сказать многое, что не
может быть опровергнуто академиками. Ибо я не думаю,
чтобы чувства были виноваты в том, что безумные получают
ложные представления или что мы видим ложное во сне.
Если они бодрствующими и здоровыми передают истинное,
то, чтобы не измыслила себе душа спящего и безумству-
ющего, их это не касается.
68