Августин Аврелий. Творения. Том 1. Об истинной религии

Августин Аврелий. Творения. Т.1. Об истинной религии. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. С.742

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) - величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. Многогранности дарований и масштабу личности Блаженного Августина вполне согтветствует общее количество написанных им сочинений - 93 в 232 книгах. В данном томе представлены ранние и по преимуществу философские работы святого отца. Приведены также обширный философско-догматический трактат «Об истинной религии (против манихеев)» и знаменитая, ошеломляющая «Исповедь». В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и к превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
Внемли же, добрый Судия, Боже, в Котором вся истина,
что я отвечу этим спорщикам, внемли, ибо я хочу говорить
пред лицем Твоим и пред братьями своими, которые
законно употребляют закон, имея в виду, что цель его —
любовь (I Тим. I, 5, 8). Внемли и увидь, угодно ли Тебе
то, что я скажу. Ответ же свой я приведу в уловах братских
и мирных: "Если все мы видим, что есть истина и в
моих словах, и в ваших, то скажите, прошу, где и как
мы это видим? Конечно, ни я в вас, ни вы — во мне;
видим мы это в одной высочайшей и неизменной Истине,
которая выше всех измышлений нашего разума. Коль скоро
никто из нас не намерен спорить о свете Господа нашего,
который просвещает нас, то зачем же нам спорить о
мыслях ближнего, кои куда более сокрыты и недоступны
нам, чем сама неизменная Истина? Даже если бы сам
Моисей явился вдруг и сказал: "Я имел в виду то-то и
то-то", то ведь и в этом случае мы не проникли бы в
помыслы его, а просто поверили бы на слово. Итак, никто
"да не мудрствует сверх того, что написано, и да не
превозносится один перед другим" (I Кор. IV, 6). "Возлю-
бим же Господа Бога нашего всем сердцем нашим, и всею
душею нашею, и всем разумением нашим; возлюбим же
ближнего нашего, как самих себя" (Мф. XXII, 37, 39).
Мы должны твердо верить: что бы ни писал Моисей, что
бы при этом ни думал, он во всем твердо следовал этим
двум заповедям Господним; думать иначе — значит и
Господу приписывать ложь, коль скоро в духе верного
служителя Его усматривается нечто, несогласное с учением
Его. Глядите же, как безрассудно при таком множестве
православных и ни в чем не противоречащих истине
воззрений упорно настаивать на каком-то одном из них
и утверждать, что именно так и думал Моисей. Этими
пагубными словопрениями мы оскорбляем самую любовь,
ради которой бытописатель, чьи слова и потаенный их
смысл мы пытаемся объяснить, и сообщил нам о мирот-
ворении".
704