Августин Аврелий. Творения. Том 1. Об истинной религии

Августин Аврелий. Творения. Т.1. Об истинной религии. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. С.742. ISBN 5-89329-212-X

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) - величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. Многогранности дарований и масштабу личности Блаженного Августина вполне согтветствует общее количество написанных им сочинений - 93 в 232 книгах. В данном томе представлены ранние и по преимуществу философские работы святого отца. Приведены также обширный философско-догматический трактат «Об истинной религии (против манихеев)» и знаменитая, ошеломляющая «Исповедь». В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и к превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

: [URL="http://txt.drevle.com/text/avgustin_avreliy-tvoreniya-1-2000/706"]Августин Аврелий. Творения. Т.1. Об истинной религии. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. С.742. ISBN 5-89329-212-X[/URL]
 

OCR
что Моисей усвоял словам своим тот же смысл, что и
ты?", то я воспринял бы такое замечание спокойно,
приведя в ответ то, что сказал выше, а, возможно, дал
бы и более пространный ответ. Но когда они твердят и
* твердят: "Моисей имел в виду совсем не то, что говоришь
ты, а то, что говорим мы", хотя и не могут при этом
отрицать, что сказанное мною не менее похоже на истину,
чем сказанное ими... о, Боже, Боже, жизнь и дыхание
наше, у Которого нет никаких разногласий: окропи бедное
сердце мое кротостью и смирением, дабы мог я спокойно
сносить бесстыдство подобных людей. Ведь подвигает таких
не вдохновение свыше, по коему проникли они в помыслы
раба Твоего Моисея, но гордыня; не мысли Моисея
волнуют их, а свои собственные, и любят они их не
потому, что они истинны, а потому, что они — их. Если
бы было иначе, они бы уважали и мнения других, коль
скоро эти мнения не противоречили бы истине, как и я
уважаю то, что говорят они, но не потому, что говорят
именно они, а потому, что это не противоречит истине.
Истина, она потому и истина, что принадлежит всем.
Если им дорога истина ради самой истины, тогда эта
истина — общее достояние всех, кому дорога истина. Но
если мне прямо заявляют, что Моисей имел в виду совсем
не то, что говорю я, а то, что говорят они, то это
возмущает меня: я с негодованием отвергаю подобные
утверждения, ибо вижу в них не смелость знания, а
дерзость невежества. Потому, Господи, нам и надлежит
трепетать пред судом Твоим, что истина Твоя не принад-
лежит исключительно кому-либо из нас, но всем вместе,
кого призываешь Ты к наследованию ее, предостерегая
при этом, чтобы никто не дерзал усвоять ее себе одному,
иначе мы все можем утратить ее, оставшись в неведении.
В самом деле, всякий, требующий только себе то, что
предназначено Тобою для всех, тем самым отделяется от
общего достояния, ограничивая себя своею собственною
нищетою. Он сам отделяет себя от истины, повергаясь в
пучину лжи, ибо "когда говорит он ложь, говорит свое"
(Иоан. VIII, 44).
703