Августин Аврелий. Творения. Том 1. Об истинной религии

Августин Аврелий. Творения. Т.1. Об истинной религии. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. С.742. ISBN 5-89329-212-X

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) - величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. Многогранности дарований и масштабу личности Блаженного Августина вполне согтветствует общее количество написанных им сочинений - 93 в 232 книгах. В данном томе представлены ранние и по преимуществу философские работы святого отца. Приведены также обширный философско-догматический трактат «Об истинной религии (против манихеев)» и знаменитая, ошеломляющая «Исповедь». В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и к превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

: [URL="http://txt.drevle.com/text/avgustin_avreliy-tvoreniya-1-2000/705"]Августин Аврелий. Творения. Т.1. Об истинной религии. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. С.742. ISBN 5-89329-212-X[/URL]
 

OCR
Глава XXIV
Но если столь много объяснений представляется ищу-
щим истину Твою, объяснений, хотя видимо и не проти-
воречащих друг другу, но вместе с тем и весьма несхожих,
то кто из нас может утверждать, что обрел окончательную
истину, кто уверено может сказать, что именно это и
имел в виду Моисей, что именно об этом и говорил?
Кто, спрашиваю, может знать об этом столь же достоверно,
сколь достоверно он знает, что сам рассказ Моисея правдив?
Вот и я, Господи, раб Твой, который дал обет принести
Тебе жертву исповеди своей, молю о милосердии Твоем:
даруй мне совершенно исполнить обет мой: вот, я смело
говорю, что Ты сотворил все видимое и невидимое пред-
вечным Словом Своим; могу ли я столь же уверено
утверждать, что Моисей, написав: "В начале сотворил Бог
небо и землю", имел в виду именно это, и ничего более?
Будучи озарен светом Твоим, я вижу истинность слов
моих в истине Твоей; но как мне увидеть, что мыслил
сам Моисей, когда писал это, как мне прозреть его дух?
Ибо под словами "в начале" он мог разуметь начало
творения; под словами "небо и землю" — не устроенную
и завершенную природу духовного и телесного миров, а
только приуготвленную для их образования бесформенную,
но способную воспринять форму материю. Я также вижу,
что все приведенные выше воззрения не оскорбляют ис-
тины, но которое из них имел в виду Моисей — не
вижу, и потому ничего не могу утверждать, хотя и нисколько
не сомневаюсь в том, что этот великий муж, какого бы
из высказанных, или даже из неупомянутых взглядов он
ни придерживался, прозревал передаваемую Тобою нам
истину и подобающим образом выразил ее.
Глава XXV
Пусть же никто не докучает мне, говоря: "Моисей имел
в виду совсем не то, что говоришь ты, а то, что говорим
мы". Если бы они мне сказали: "Откуда тебе известно,
702