Августин Аврелий. Творения. Том 1. Об истинной религии

Августин Аврелий. Творения. Т.1. Об истинной религии. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. С.742

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) - величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. Многогранности дарований и масштабу личности Блаженного Августина вполне согтветствует общее количество написанных им сочинений - 93 в 232 книгах. В данном томе представлены ранние и по преимуществу философские работы святого отца. Приведены также обширный философско-догматический трактат «Об истинной религии (против манихеев)» и знаменитая, ошеломляющая «Исповедь». В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и к превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
Итак, Писание порою умалчивает о том, что было
сотворено Богом; но в том, что все было сотворено именно
Им, в этом нисколько не сомневается ни вера, ни здравый
смысл. Так, ни один здравомыслящий человек не станет
» утверждать, что небесные воды совечны Богу, только на
том основании, что хотя в книге Бытия они и упоминаются,
но нигде не говорится, когда и как они были сотворены.
Поэтому-то нам и очевидно, что та бесформенная материя,
которая в Писании названа безвидною и пустою землей
и темной бездной, была сотворена Богом из ничего, и
потому Ему не совечна, хотя бытописатель нигде не
упомянул о том, когда она была сотворена".
Глава XXIII
Выслушав и обдумав все эти толкования и объяснения,
по мере слабых сил своих (в чем исповедуюсь пред
всеведением Твоим, Господи), я вижу здесь возможность
для следующих разногласий: с одной стороны, они могут
касаться истинности самих разъясняемых предметов, с
другой — относиться к пониманию смысла сказанного
писателем относительно этих предметов. Ибо одно дело
— доискиваться истины в рассказе Моисея о самом
творении, и совсем другое — узнавать, что этот верный
раб Твой сам разумел и хотел в своем повествовании
сообщить нам, читающим и слушающим. Что до сомнений
первого рода, то я не хочу иметь дела ни с кем из тех,
кто, полагая себя постигшим истину, выдает за нее соб-
ственную ложь, праздную фантазию своего воображения.
То же касается и тех, кто, сомневаясь вторым родом
сомнений, видит в словах Моисея неправду и следует тем
мечтаниям и той лжи, которую проповедует сам. Даруй
мне, Господи, пребывать в единении и радоваться о Тебе
вместе с теми, которые питаются Твоею истиной на
широкой пажити любви. Да последуем все вместе за
словами Твоими, поищем в них то, в чем заключалась
воля Твоя, переданная Тобою через служителя Твоего,
который сообщил нам ее словами, внушенными Тобой.
701