Августин Аврелий. Творения. Том 1. Об истинной религии

Августин Аврелий. Творения. Т.1. Об истинной религии. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. С.742. ISBN 5-89329-212-X

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) - величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. Многогранности дарований и масштабу личности Блаженного Августина вполне согтветствует общее количество написанных им сочинений - 93 в 232 книгах. В данном томе представлены ранние и по преимуществу философские работы святого отца. Приведены также обширный философско-догматический трактат «Об истинной религии (против манихеев)» и знаменитая, ошеломляющая «Исповедь». В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и к превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

: [URL="http://txt.drevle.com/text/avgustin_avreliy-tvoreniya-1-2000/703"]Августин Аврелий. Творения. Т.1. Об истинной религии. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. С.742. ISBN 5-89329-212-X[/URL]
 

OCR
вышеприведенных слов: "В начале сотворил Бог небо и
землю".
На это возражение защитники двух последних мнений
могут ответить: "Вы ошибаетесь. Мы нисколько не отвер-
гаем того, что изначальная материя, пусть и бесформенная,
была сотворена Богом, Которым все было создано "хорошо
весьма" (Быт. I, 31). И хотя творение, получившее вид и
образ, мы признаем более совершенным, чем творение,
не получившее вида и образа, однако, так как и оно —
творение Божие, то мы говорим и о нем, что оно —
благо. Ну, а что до того, что в писании Моисея не сказано
прямо о том, что эта бесформенная материя была сотворена
Богом, то это ведь не единственный случай такого рода:
Писание, например, умалчивает о том, как были созданы
херувимы и серафимы, равно как и все те, кого перечисляет
апостол: престолы, господства, начальства и власти (Кол.
I, 16), т. е. совершеннейшие существа мира духовного,
кои, конечно же, были сотворены Богом. И еще: если
словами: "Сотворил небо и землю", по вашему мнению,
обнимается все творение, то что вы скажете о водах, над
которыми носился Дух Божий (Быт. I, 2)? Ибо если под
"землей" понимаются и воды, то что общего между такою
землей и бесформенной материей? Ведь в этом случае
земля должна была заключать в себе и воду, в которой
столько прозрачности, чистоты и света, что о ней никак
нельзя сказать, что она — темная и безобразная масса.
И, кроме того, как тогда понять то, что далее сказано о
том, что Бог сотворил твердь, назвав ее небом, сотворил,
конечно же, из той же самой материи, и не сказано, что
Им были сотворены воды? А между тем, воды эти никак
не напоминают бесформенной и мрачной массы, а, на-
против, удивляют нас своею чистотой и прозрачностью.
Или, если они образовались после того, как Бог сказал:
"Да соберется вода, которая под небом, в одно место",
назвав собрание вод морями (Быт. 1, 9, 10), то что нам
сказать о тех водах, которые над твердью (Быт. 1, 7)? Не
будь они оформлены, они бы никогда не получили столь
почетного места, а между тем нигде не сказано о том,
как и когда они были оформлены.
700