Августин Аврелий. Творения. Том 1. Об истинной религии

Августин Аврелий. Творения. Т.1. Об истинной религии. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. С.742. ISBN 5-89329-212-X

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) - величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. Многогранности дарований и масштабу личности Блаженного Августина вполне согтветствует общее количество написанных им сочинений - 93 в 232 книгах. В данном томе представлены ранние и по преимуществу философские работы святого отца. Приведены также обширный философско-догматический трактат «Об истинной религии (против манихеев)» и знаменитая, ошеломляющая «Исповедь». В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и к превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

: [URL="http://txt.drevle.com/text/avgustin_avreliy-tvoreniya-1-2000/702"]Августин Аврелий. Творения. Т.1. Об истинной религии. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. С.742. ISBN 5-89329-212-X[/URL]
 

OCR
бездною" увидит следующее: "То, что названо было небом
и землей, представляло собою безобразную и темную
материю, из которой впоследствии были созданы телесная
земля и телесное же небо со всем, что в них есть". Третий
ч те же слова: "Земля же была безвидна и пуста, и тьма
над бездною" поймет так: "Под именем неба и земли
обозначена мрачная масса, материя, из коей затем были
созданы как небо духовное, небо Господу, так и все
телесное: и чувственная земля, и чувственное небо". Най-
дутся и такие, которые, прочтя: "Земля же была безвидна
и пуста, и тьма над бездною", скажут: "Писание под
именем неба и земли обозначает не творимую материю,
а нечто бесформенное, что уже существовало прежде, из
чего, как было сказано выше, Бог и создал небо и землю,
т. е. невидимое и видимое". Иные же, услышав: "Земля
же была безвидна и пуста, и тьма над бездною", предложат
такое толкование: "Хотя эта материя, не имевшая ни вида,
ни образа, существовала и прежде, и именно из нее, как
было сказано, сотворил Бог небо и землю, но из этой
материи был образован только мир телесный, т. е. чув-
ственное небо и чувственная земля со всем, что в них
есть".
Глава XXII
Допустим, что на два последние толкования кто-либо
возразит так: "Если вы не хотите согласиться, что под
именем неба и земли была обозначена изначальная материя,
не имевшая ни вида, ни образа, то вам придется пред-
положить, что прежде всякого творения Бога существовало
нечто, что послужило Ему материей, из которой Он создал
небо и землю. Впрочем, и Писание ничего не говорит о
том, что Бог творил какую бы то ни было материю, и
мы можем лишь предполагать, что именно ее следует
разуметь или под общим именем неба и земли, или же
под именем одной земли, когда говорится: "В начале
сотворил Бог небо и землю", а вслед затем: "Земля же
была безвидна и пуста". И хотя эта материя и была
бесформенной, но и ее сотворил Бог, что следует из
699