Августин Аврелий. Творения. Том 1. Об истинной религии

Августин Аврелий. Творения. Т.1. Об истинной религии. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. С.742

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) - величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. Многогранности дарований и масштабу личности Блаженного Августина вполне согтветствует общее количество написанных им сочинений - 93 в 232 книгах. В данном томе представлены ранние и по преимуществу философские работы святого отца. Приведены также обширный философско-догматический трактат «Об истинной религии (против манихеев)» и знаменитая, ошеломляющая «Исповедь». В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и к превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
Глава XX
Из всех этих истин, в которых не сомневается никто
из тех, кому Ты даровал постигать их внутренним оком
и кто непоколебимо верит, что верный слуга Твой Моисей
говорил в Духе истины, — из всех эти>^ истин один
останавливается на одной, читая: "В начале сотворил Бог
небо и землю", и толкует эти слова так: "Бог Словом
Своим, совечным Ему, сотворил два мира: духовный и
телесный, или невидимый и видимый". Другой, читая то
же: "В начале сотворил Бог небо и землю", понимает
иначе: "Бог Словом Своим, совечным Ему, сотворил
дообразную материю, не имевшую ни вида, ни формы,
из которой затем образовал все, что есть в мире телесном".
Третий, прочитав: "В начале сотворил Бог небо и землю",
усвояет этим словам такой смысл: "Бог Словом Своим,
совечным Ему, сотворил всю громаду телесного мира, со
всем, что в нем есть". Четвертый, читая: "В начале
сотворил Бог небо и землю", рассудит так: "Бог Словом
Своим, совечным Ему, сотворил лишь дообразную материю,
не имевшую ни вида, ни формы, из которой затем
образовал все, что есть видимого и невидимого". Пятый
же, говоря: "В начале сотворил Бог небо и землю",
полагает так: "В самом начале творения не только все
то, что было сотворено из ничего и образовано из бес-
форменной материи, но и все то, что только могло быть
сотворено и образовано, получило бытие от всемогущего
Творца, и все это и названо небом и землею".
Глава XXI
То же относится и к последующим словам: "Земля же
была безвидна и пуста, и тьма над бездною". Из всех
возможных толкований один выберет такое: "Эта телес-
ность, которую сотворил Бог, была только безобразной
материей, неупорядоченной и неосвещенной, предназна-
ченной для образования видимых вещей". Другой же в
словах: "Земля же была безвидна и пуста, и тьма над
698