Августин Аврелий. Творения. Том 1. Об истинной религии

Августин Аврелий. Творения. Т.1. Об истинной религии. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. С.742

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) - величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. Многогранности дарований и масштабу личности Блаженного Августина вполне согтветствует общее количество написанных им сочинений - 93 в 232 книгах. В данном томе представлены ранние и по преимуществу философские работы святого отца. Приведены также обширный философско-догматический трактат «Об истинной религии (против манихеев)» и знаменитая, ошеломляющая «Исповедь». В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и к превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
же за дело мне до того, что эти слова понимаются
по-разному? Главное, что истина их несомненна. Одни
разумеют их так, я — несколько иначе, но все мы, читая,
силимся усвоить и уследить, что хотел передать быто-
« писатель. Зная о праведности его, мы не осмеливаемся
думать, что он написал нечто ложное. И если каждый из
нас старается в Писании Твоем ухватить мысль писавшего,
то что же плохого в том, что он увидит и поймет именно
то, что Ты, Свет праведных, благоволишь открыть ему
как истину, хотя бы и писавший имел в виду нечто иное?
И он понимал, что есть истина, но понимал по-своему.
Глава XIX
Истинно, Господи, что Ты создал небо и землю. Ис-
тинно, что Начало — Премудрость Твоя, коею Ты сотворил
все. Истинно также и то, что чувственный мир состоит
из двух больших частей: неба и земли; их именем мы
часто обозначаем все видимое творение Твое. Истинно,
что все изменяемое говорит о чем-то изначально бесфор-
менном, что, однако, способно воспринимать формы, изме-
няться и разнообразиться. Истинно, что вне времени то,
чья форма неизменна: неизменна не по природе, однако
— не изменяется. Истинно, что для бесформенного, которое
есть почти "ничто", также не может быть смены времен.
Истинно, что вещество, из коего, как из первоосновы,
творится то или иное, может носить название того, что
из него творится, а потому "небом и землей" вполне
может быть названо то, из чего созданы небо и земля.
Истинно, что из всего оформленного ближе всего к
неоформленному именно земля и бездна. Истинно, что
не только то, что было сотворено и образовано, получило
свое бытие от Тебя, от Которого все, но и то, из чего
оно было сотворено и образовано. Истинно, что все,
получившее вид и образ из того, что было лишено вида
и образа, само было прежде без вида и образа, пока не
получило его.
697