Августин Аврелий. Творения. Том 1. Об истинной религии

Августин Аврелий. Творения. Т.1. Об истинной религии. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. С.742

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) - величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. Многогранности дарований и масштабу личности Блаженного Августина вполне согтветствует общее количество написанных им сочинений - 93 в 232 книгах. В данном томе представлены ранние и по преимуществу философские работы святого отца. Приведены также обширный философско-догматический трактат «Об истинной религии (против манихеев)» и знаменитая, ошеломляющая «Исповедь». В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и к превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
одним моментом — идеей божественной благодати; познание
истины есть момент блаженства, истекающего от Бога. Отсюда
логический вывод к представлению о вере. Последовательно
проведенная идея свободы воли завершает метафизическую
часть учения Августина. В ней он находился под сильным
влиянием древней философии, особенно неоплатонизма.
Другая сторона системы Августина коренится в понятии
церкви и сильно противоречит метафизической. Там мы имеем
свободу воли, здесь — учение о предопределении, там —
индивидуализм, тут — универсализм. Под влиянием учения
о предопределении набросана знаменитая картина развития
древнего мира, в которой Августин дал исчерпывающую схему
средневекового миросозерцания. Она составляет содержание
знаменитого "Civitas Dei". Книга эта возникла на почве
сильной реакции против социального и политического строя
Римской империи. Варвары сокрушили материальную сторону
идеи Римской империи с ее политическими и социальными
отношениями. Надо было спасать культуру и для спасения
ее искать наиболее сильное выражение духовного начала. Этот
конфликт между духовным и материальным, объясняющийся
чисто исторически, и был источником политики Августина.
Вывод напрашивался прямой: раз материальное несостоятель-
но, его надо подчинить духовному, как в индивидууме, так
и в общественной организации. Последнее нашло свое вы-
ражение в антитезе церкви и государства, царства Божия и
царства дьяволова.
Политические идеи Августина легли в основу всего сред-
невекового развития и породили принцип теократии, которому
со времени Григория VII суждено было играть такую исклю-
чительно крупную роль. Средневековая философия, как в
схоластической, так и в мистической части, также идет от
Августина. Индивидуализм Августина оказал сильное влияние
на мыслителей Возрождения. Метафизика внутреннего опыта
сделалась исходным пунктом новой философии. Учение о
предопределении дало направление некоторым сторонам уче-
ния реформаторов, начиная с Виклифа и кончая Кальвином.
Словом, мощный ум гениального варвара проложил пути в
самых главных и самых важных направлениях, по которым
впоследствии пошло развитие человеческой мысли.
4
\