Августин Аврелий. Творения. Том 1. Об истинной религии

Августин Аврелий. Творения. Т.1. Об истинной религии. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. С.742

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) - величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. Многогранности дарований и масштабу личности Блаженного Августина вполне согтветствует общее количество написанных им сочинений - 93 в 232 книгах. В данном томе представлены ранние и по преимуществу философские работы святого отца. Приведены также обширный философско-догматический трактат «Об истинной религии (против манихеев)» и знаменитая, ошеломляющая «Исповедь». В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и к превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
чувственной и умопостигаемой природ, которыми охваты-
вается все, что Бог сотворил Премудростью, т. е. Началом.
Сотворил, правда, не из Своей субстанции, а из ничего;
творение не имеет, как Бог, самобытия, а потому ему
присуща изменчивость, пребывает ли оно неизменно, как
вечное Божие небо, или же постоянно меняется, как тело
и душа человека. Что же мешает предположить, что как
для чувственного, так и для сверхчувственного миров
общей была бесформенная, но способная воспринять форму
материя, названная "безвидной и пустой землей и тьмой
над бездной", из коей впоследствии и было создано все
видимое и невидимое? Разве что можно прибавить, что
под "землей" надобно понимать материю, из которой
сотворялось потом телесное, а под "тьмой над бездной"
— материю духовного до того, как она была просветлена
мудростью.
Можно еще, пожалуй, сказать, что "земля и небо"
обозначают видимую и невидимую природы до получения
ими совершенной формы. Когда читаем: "В начале сотворил
Бог небо и землю", то этими словами называется дооб-
разный набросок мира, материя, способная оформиться и
послужить надлежащим материалом для творения; мир уже
пребывал в ней, но безвидный, без наличия свойственных
ему качеств и форм. Упорядоченный же, он вновь назы-
вается небом, когда речь идет о мире духовном, и землей,
когда — о телесном.
Глава XVIII
Выслушав все это и обдумав, я говорю, что не желаю
"вступать в словопрения, что ни мало не служит к пользе,
а к расстройству слушающих" (II Тим. II, 14). "Цель же
увещания есть любовь от чистого сердца и доброй совести
и нелицемерной веры. А мы знаем, что закон добр, если
кто законно употребляет его" (I Тим. I, 5, 8). Учитель
знал, к каким двум заповедям возводится все, что сказано
в Законах и у пророков. И я исповедую их, Господи, свет
очей моих во тьме, с просветленным Тобою сердцем. Что
696