Августин Аврелий. Творения. Том 1. Об истинной религии

Августин Аврелий. Творения. Т.1. Об истинной религии. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. С.742

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) - величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. Многогранности дарований и масштабу личности Блаженного Августина вполне согтветствует общее количество написанных им сочинений - 93 в 232 книгах. В данном томе представлены ранние и по преимуществу философские работы святого отца. Приведены также обширный философско-догматический трактат «Об истинной религии (против манихеев)» и знаменитая, ошеломляющая «Исповедь». В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и к превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
не водворюсь в покое ее, дорогой матери моей, где начатки
духа моего, откуда все, что мне ведомо неложно. Собери
меня, рассеянного; образуй меня, безобразного; утверди в
вечности меня, милосердный Господь мой.
Вот, я готов продолжить беседу свою с теми, которые
не спешат объявить все истины — ложью, которые по-
читают святые книги, написанные Моисеем, человеком
святым, превознося их выше всех авторитетов, но которые,
однако, не во всем и согласны со мною. Господи мой,
молю, будь посредником между исповеданием моим и
возражениями их.
Глава XVII
Они говорят: "Все сказанное Моисеем — истина, но
не то он имел в виду, когда по откровению Духа сказал:
"В начале сотворил Бог небо и землю". Под именем неба
он обозначил не тот духовный и умный мир, который
всегда созерцает лик Божий, а под именем земли —
отнюдь не бесформенную массу". "А что же?" "То, что
под ними разумеем и мы". "А именно?" "Землею и небом
назвал он весь видимый мир, назвал обобщенно и кратко;
затем же, указывая дни, он рассказал о творении его по
частям, ибо так было угодно Святому Духу. Народ, кото-
рому он все это поведал, был груб и привержен плоти,
а потому он и вел свой рассказ лишь о телесных творения
Божьих".
Так говорят они, соглашаясь при этом, что не будет
никакого противоречия, если безвидную и пустую землю
и темную бездну, из коих последовательно в надлежащие
дни было устроено все видимое и хорошо нам известное,
считать неоформленной материей. "Прекрасно, — вос-
кликнет кто-то, — так почему же тогда не признать, что
само название "небо и земля", столь нам привычное,
которым нередко мы склонны обозначать весь устроенный
и видимый мир, именно по этой причине и было ис-
пользовано для обозначения бесформенной массы, из коей
и был затем сотворен этот мир?" Возможно, кто-то еще
добавит, что земля и небо — подходящие названия для
695