Августин Аврелий. Творения. Том 1. Об истинной религии

Августин Аврелий. Творения. Т.1. Об истинной религии. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. С.742

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) - величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. Многогранности дарований и масштабу личности Блаженного Августина вполне согтветствует общее количество написанных им сочинений - 93 в 232 книгах. В данном томе представлены ранние и по преимуществу философские работы святого отца. Приведены также обширный философско-догматический трактат «Об истинной религии (против манихеев)» и знаменитая, ошеломляющая «Исповедь». В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и к превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
а духовный, причастный вечности Божией. Ты "поставил
его на веки и веки, дал устав, который не прейдет" (Пс.
CXLVIII, 6). Он, однако, не предвечен, ибо сотворен. Но
есть ли время до его сотворения? Нет, ибо прежде всего
была создана мудрость, — не та Премудрость, Которая
совечна Тебе, Отцу Своему, и равна Тебе, и Которой
сотворено все: Она и есть то Начало, Которым Ты сотворил
небо и землю, — но мудрость сотворенная, т. е. духовная
и умная природа, ставшая светом от созерцания Света. И
она, сотворенная, суть мудрость, но как свет от источника
света отличается от света отраженного, так и Мудрость
творящая отличается от мудрости сотворенной, созерцаю-
щей творение. Так и оправдывающая правда отличается
от правды, восстановленной оправданием — ведь и о нас
сказано, что мы оправданы Тобой. Так говорит раб Твой:
"Чтобы мы в Нем сделались праведными пред Богом" (II
Кор. V, 21).
Итак, прежде всего была создана мудрость, т. е. духовный
и разумный мир, чистый град Твой, мать наша — вышний
Иерусалим (Гал. IV, 26). И где, на каких небесах, как не
на тех, что восхваляют Тебя, на небе Твоем, Боже? И
этой мудрости не предшествовало время, ибо прежде всего,
прежде всех времен была сотворена она. И только сам
Творец предшествовал ей, сотворив ее не во времени, так
как времени еще не было. Он от Тебя, Господи, этот
дивный мир, но он — не Ты, и существует лишь благодаря
Тебе и Тобою. И времени не было не только до него,
но нет его и в нем, ибо он вечно и неотрывно созерцает
лице Твое. В нем нет изменения и тени перемены, но
не потому, что он по природе своей неизменен: ему
свойственна изменчивость, которая тотчас бы окутала его
своим мраком, если бы не просветлялся он непрестанно
Твоею любовью, сияющею над ним вечным полднем.
О, неизреченная красота, залитая неизреченным светом!
"Господи! возлюбил я обитель дома Твоего и место жилища
славы Твоей" (Пс. XXV, 8). О нем воздыхаю в дни
странствий моих и говорю Устроителю его: владей там и
мною, ибо и я — творение Твое. "Я заблудился, как овца
потерянная" (Пс. CXVIII, 176), но чаю: придет Пастырь
693