Августин Аврелий. Творения. Том 1. Об истинной религии

Августин Аврелий. Творения. Т.1. Об истинной религии. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. С.742

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) - величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. Многогранности дарований и масштабу личности Блаженного Августина вполне согтветствует общее количество написанных им сочинений - 93 в 232 книгах. В данном томе представлены ранние и по преимуществу философские работы святого отца. Приведены также обширный философско-догматический трактат «Об истинной религии (против манихеев)» и знаменитая, ошеломляющая «Исповедь». В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и к превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
Есть и другие, которые не нападают на книгу Бытия,
а как бы восхваляя ее, говорят: "Дух Божий, написавший
книгу сию через раба Своего Моисея, имел в виду не то,
о чем говоришь ты, а то, о чем говорим мы". Таким я
отвечу, Господи, помоги мне в этом и наставь.
Глава XV
Как возразите вы? Ужели скажете, что ложным было
сказанное мне громким гласом в духовное ухо мое, что
вечен Творец, что сущность Его неизменна, что воля Его
и субстанция Его — одно? И что поэтому Он не желает
сперва одного, а затем — другого, но все, что Он желает,
желает сразу и навсегда, а не так, что сейчас то, а потом,
глядишь, что-то тому противоположное. Подобная воля
изменчива, а значит, не вечна. А Господь наш "есть Бог
наш на веки и веки" (Пс. XLVII, 15). Ужели сочтете
ложью сказанное мне Истиной в духовное ухо мое, что
ожидание грядущего становится созерцанием настоящего,
а затем, когда настоящее уходит в прошлое, оно становится
воспоминанием? Столь многообразная деятельность ума
изменчива, а значит, не вечна. А Господь наш "есть Бог
наш на веки и веки". Собрав все это вместе, я говорю:
Бог мой, Бог вечный, сотворил мир не по какому-то вдруг
возникшему желанию, которого раньше не было; и еще
говорю, что в знании Его нет ничего преходящего.
Что скажете? Что это ложь? "Нет", — говорят они.
Что же еще? Неужели то, что все вещи, принявшие форму,
равно как и неоформленная материя, получили свое бытие
только от Него, истинного Блага, ибо Он один — истинно
Сущий? "И этого не отрицаем". А что же тогда? Возможно,
вы станете отрицать, что есть такие высшие духовные
твари, которые соединены чистой любовью с истинным
и вечным Богом? Они не предвечны, как Он, но покоясь
в чистейшем созерцании Его, Единого, любя Его так, как
Он заповедает любить и нам, они не скатываются в
пеструю суету времен, не уклоняются от Него к себе. Это
дом Божий, не наш, земной, состоящий из плотной массы,
692