Августин Аврелий. Творения. Том 1. Об истинной религии

Августин Аврелий. Творения. Т.1. Об истинной религии. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. С.742. ISBN 5-89329-212-X

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) - величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. Многогранности дарований и масштабу личности Блаженного Августина вполне согтветствует общее количество написанных им сочинений - 93 в 232 книгах. В данном томе представлены ранние и по преимуществу философские работы святого отца. Приведены также обширный философско-догматический трактат «Об истинной религии (против манихеев)» и знаменитая, ошеломляющая «Исповедь». В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и к превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

: [URL="http://txt.drevle.com/text/avgustin_avreliy-tvoreniya-1-2000/694"]Августин Аврелий. Творения. Т.1. Об истинной религии. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. С.742. ISBN 5-89329-212-X[/URL]
 

OCR
небо и земля, уже оформленные и наполненные всем тем,
о чем в дальнейшем говорится при рассказе об устроении
мира за шесть дней. Все это уже было подчинено смене
времен в силу упорядоченных изменений в их движениях
и формах.
Глава XIII
Вот что открылось мне, Боже, когда я читал в Писании
Твоем: "В начале Бог сотворил небо и землю. Земля же
была безвидна и пуста, и тьма над бездною"; причем там
не было сказано, в какой день Ты сотворил все это. Я
понял, что речь здесь идет о Твоем, умопостигаемом небе,
где разуму открывается все целокупно, а не частично, не
как "сквозь тусклое стекло, гадательно, а лицем к лицу"
(I Кор. XIII, 12). Там не познается все так, как у нас:
сначала одно, потом другое; там нет никаких форм, а
потому и нет ни "того", ни "другого".
Потому-то, понял я, Писание и не упоминает ни о
каких днях, ибо говорит оно, с одной стороны, о чем-то
изначально организованном, т. е. о Твоем небе, с другой,
— о совершенно бесформенном, т. е. о безвидной и
пустой земле. Поэтому и сказано: "В начале Бог сотворил
небо и землю", а затем, не говоря, когда, сразу сообщается
о том, какой была эта земля. Когда же говорится о том,
что во второй день была создана твердь, названная небом,
то этим дается понять, о каком небе, без указания дня
творения, шла речь выше.
Глава XIV
Сколь глубоки слова Твои, Боже! Вот перед нами
поверхность: ее чистая гладь улыбается детям Твоим; но
какая под ней глубина! С почтительным трепетом вгля-
дываешься в нее, с дрожью великой любви. Как ненавистны
мне враги Писания Твоего, ибо стали они врагами самим
себе: обнажи на них меч Свой обоюдоострый, пусть
погибнут они для себя, чтобы жить с Тобой.
691