Августин Аврелий. Творения. Том 1. Об истинной религии

Августин Аврелий. Творения. Т.1. Об истинной религии. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. С.742

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) - величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. Многогранности дарований и масштабу личности Блаженного Августина вполне согтветствует общее количество написанных им сочинений - 93 в 232 книгах. В данном томе представлены ранние и по преимуществу философские работы святого отца. Приведены также обширный философско-догматический трактат «Об истинной религии (против манихеев)» и знаменитая, ошеломляющая «Исповедь». В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и к превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
есть дни Твои, как не вечность, поскольку "Ты — тот
же, и лета Твои не кончатся" (Пс. CI, 28), —да постигнет
она, сколь высок Ты в вечности Своей, коль скоро и не
предвечное в обители Твоей не знает смен времен, пребывая
с Тобою неизменно и нерасторжимо. Это ясно мне пред
лицем Твоим, да пребуду я в откровении^ этом смиренно
под крылами Твоими.
Но как возникает неоформленная материя при изме-
нениях в самом последнем и низком? Я этого не знаю.
Но знаю, что только тот, чье сердце блуждает во мраке
своих пустых фантазий, осмелится утверждать, что даже
при последнем уничижении и даже полном исчезновении
форм, когда остается одно неоформленное "нечто", воз-
можна смена времен. Как такое может быть, если вне
разнообразия движений нет времени, а при отсутствии
форм нет и разнообразия?
Глава XII
Ты, Господи, дозволяешь мне вопрошать Тебя, Ты
понуждаешь стучаться и открываешь стучащему. Я искал
и постиг: Ты, Боже, создал два мира, не знающих времен,
хотя они и не предвечны, как Ты. Один из них живет в
неослабном созерцании и потому, способный к изменениям,
пребывает неизменным, неизменно наслаждаясь Твоею веч-
ностью и неизменностью. Другой же был бесформенным
и пустым, в нем не было ничего, что, переходя от одного
движения к другому или же от одного движения к покою
и далее к другому движению, могло быть подчинено
течению времени. Итак, прежде всех времен, до всякого
дня Ты сотворил "в начале небо и землю", эти два мира,
о которых я сказал.
"Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною".
В этих словах дается представление о бесформенности,
дабы люди могли постепенно постигать смысл того, что
недоступно их воображению, не способному представить
себе что-либо при отсутствии какой бы то ни было формы.
И из этой-то бесформенной материи и возникли наши
690