Августин Аврелий. Творения. Том 1. Об истинной религии

Августин Аврелий. Творения. Т.1. Об истинной религии. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. С.742. ISBN 5-89329-212-X

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) - величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. Многогранности дарований и масштабу личности Блаженного Августина вполне согтветствует общее количество написанных им сочинений - 93 в 232 книгах. В данном томе представлены ранние и по преимуществу философские работы святого отца. Приведены также обширный философско-догматический трактат «Об истинной религии (против манихеев)» и знаменитая, ошеломляющая «Исповедь». В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и к превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

: [URL="http://txt.drevle.com/text/avgustin_avreliy-tvoreniya-1-2000/690"]Августин Аврелий. Творения. Т.1. Об истинной религии. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. С.742. ISBN 5-89329-212-X[/URL]
 

OCR
сотворил не из Своей субстанции, иначе творение Твое
было бы равно единородному Сыну Твоему, а через Него
и Тебе. Помыслить же подобное никак нельзя, ибо все
это от Тебя, но не из Тебя. Но кроме Тебя, Боже, единая
Троица и троичное Единство, не было ничего, из чего
бы Ты мог создать мир. Ты создал небо и землю из
"ничего", великое небо и малую землю, и так как Ты —
всемогущее Благо, то Ты и сотворил все благим. Был
только Ты и это "ничто", и из него-то Ты и создал небо
и землю, два тела, одно из которых ближе к Тебе, другое
же — ближе к "ничто"; одно, над которым — Ты, другое,
под которым — ничего.
Глава VIII
Небо — Тебе, Господи, земля же, предназначенная для
сынов человеческих, которую ныне мы можем видеть и
щупать, в начале была не такой. Она была безвидна и
пуста; она была бездной, над которой не было света, ибо
была "тьма над бездною", т. е. тьма была даже большей,
чем сейчас бывает в безднах. Даже в глубочайших водных
безднах есть какой-то свет, ощущаемый рыбами и гадами,
ползающими по дну; тогда же все было почти "ничто",
ибо было безвидным, однако, оно уже было готово обрести
свой вид.
Ты, Господи, сотворил мир из бесформенной материи,
из почти "ничто", которую создал из ничего, дабы сотворить
из этого то великое и прекрасное, коему не устаем дивиться
мы, сыны человеческие. Так изумительно это видимое
небо, эта твердь между водой и водой, которую Ты создал
на второй день после создания света, сказав: "Да будет",
и стало так. Эту твердь Ты назвал небом, но небом для
этих земли и морей, которые Ты сотворил в третий день,
оформив безвидную материю, созданную Тобою прежде
всех дней. И небо Ты создал прежде всех дней, но только
то, Твое небо, ибо в начале Ты создал небо и землю.
Земля же эта и была бесформенной материей, ибо была
"безвидна и пуста, и тьма над бездною". Из этой безвидной
23 Зак. 3644
687