Августин Аврелий. Творения. Том 1. Об истинной религии

Августин Аврелий. Творения. Т.1. Об истинной религии. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. С.742

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) - величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. Многогранности дарований и масштабу личности Блаженного Августина вполне согтветствует общее количество написанных им сочинений - 93 в 232 книгах. В данном томе представлены ранние и по преимуществу философские работы святого отца. Приведены также обширный философско-догматический трактат «Об истинной религии (против манихеев)» и знаменитая, ошеломляющая «Исповедь». В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и к превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
их изменчивость: исчезает то, чем они были, и возникает
то, чем они не были. Я стал догадываться, что сам этот
переход от формы к форме совершается через нечто бес-
форменное*, которое, однако, не может вообще не быть,
и захотел об этом не только догадываться, но и знать.
Если бы я стал исповедоваться Тебе обо всем том, что
Ты открыл моему уму, то у кого из читающих исповедь
мою хватило бы сил и терпения это осмыслить? Но сердце
мое не устанет благодарить Тебя за то, о чем оно не в
состоянии поведать. Итак, изменчивое потому и изменчиво,
что оно может воспринять все формы, через которые оно
проходит**. Что же это? Душа? Тело? Некое соединение
души и тела? Если бы о нем можно было сказать, что
это нечто, которое есть ничто, или же, что это то, чего
нет, я бы, пожалуй, так и сказал. Но все же это было
то, что как-то было, и из него-то и возникало все видимое
и устроенное.
Глава VII
Откуда же "это", которое "было", как не от Тебя, от
Которого все, что начало быть? Только чем более сотво-
ренное отличается от Тебя, тем оно от Тебя и дальше;
дальше, разумеется, не в смысле пространства. Ты, Господи,
не бываешь то одним, то другим, то тем, то этим: Ты
всегда и неизменно есть один и тот же, истинно Сущий,
святой и всемогущий Господь, создавший все из "ничего"
Началом, Которое от Тебя, Премудростью Своею, с Ко-
торой Ты субстанциально — одно. Небо же и землю Ты
* "Материя нужна только там, где происходит процесс становле-
ния, где из одного явления возникает другое — именно этот процесс
и дал повод к образованию понятия материи, опирающемуся на
существование предметов чувственно воспринимаемого мира. Все, что
пребывает неизменным, не нуждается в материи". Плотин. Эннеады.
"О двух видах материи" (II, 4, 2).
** "Все исследователи, выработавшие общее представление о так
называемой материи, согласны в том, что она является субстратом
и местом пребывания единичных форм". Плотин. Эннеады. "О двух
видах материи" (II, 4, I).
686