Августин Аврелий. Творения. Том 1. Об истинной религии

Августин Аврелий. Творения. Т.1. Об истинной религии. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. С.742. ISBN 5-89329-212-X

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) - величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. Многогранности дарований и масштабу личности Блаженного Августина вполне согтветствует общее количество написанных им сочинений - 93 в 232 книгах. В данном томе представлены ранние и по преимуществу философские работы святого отца. Приведены также обширный философско-догматический трактат «Об истинной религии (против манихеев)» и знаменитая, ошеломляющая «Исповедь». В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и к превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

: [URL="http://txt.drevle.com/text/avgustin_avreliy-tvoreniya-1-2000/687"]Августин Аврелий. Творения. Т.1. Об истинной религии. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. С.742. ISBN 5-89329-212-X[/URL]
 

OCR
бавить: "И тьма над бездною" (Быт. I, 2). Как разуметь
это, как не отсутствие света? Ибо где был бы свет, если
бы был? Конечно же, надо всем, озаряя пространства.
Тьма же — отсутствие света, а, значит, света еще не
было. Таким образом, над бездною была тьма, ибо и под
нею не было света. Это подобно тому, что происходит со
звуком: где нет никакого звука, там — молчание; молчание
— это отсутствие звука.
Это Ты, Господи, наставил душу мою, исповедующуюся
Тебе, это Ты внушил ей, что прежде чем Ты оформил и
разукрасил эту безвидную материю, не было ничего: ни
цвета, ни формы, ни тела, ни духа. И все-таки то нечто,
что уже было, не было абсолютным "ничто": оно было,
хотя и было безвидным.
Глава IV
Как же нужно было назвать это нечто, чтобы дать о
нем представление нашим умам, не всегда проницательным?
Конечно, каким-нибудь привычным для нас словом. А что
можно найти такого, что было бы наиболее близким к
представлению о полном отсутствии формы, как не земля
и бездна? Самые нижние пределы творения Твоего, они
далеко не столь прекрасны, как сверкающие и светящиеся
тела вверху. Потому-то для обозначения безвидной материи,
которую Ты сотворил в начале, дабы затем создать из нее
мир, столь оформленный и прекрасный, и были исполь-
зованы такие знакомые людям слова: "Земля же была
безвидна и пуста".
Глава V
Когда же мысль ищет в этой материи то, что может
быть ей доступным, то говорит сама себе: "О ней нельзя
рассуждать отвлеченно: это не справедливость и не жизнь.
Это телесная материя, но она недоступна и чувствам, ибо
она неоформлена и невидима: ее нельзя ни увидеть, ни
воспринять". И когда она говорит так, то застывает в
684