Августин Аврелий. Творения. Том 1. Об истинной религии

Августин Аврелий. Творения. Т.1. Об истинной религии. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. С.742

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) - величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. Многогранности дарований и масштабу личности Блаженного Августина вполне согтветствует общее количество написанных им сочинений - 93 в 232 книгах. В данном томе представлены ранние и по преимуществу философские работы святого отца. Приведены также обширный философско-догматический трактат «Об истинной религии (против манихеев)» и знаменитая, ошеломляющая «Исповедь». В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и к превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
Глава XXVII
Не уставай искать, душа моя, сильнее напрягай мысль
свою. Господь — прибежище наше, "Он сотворил нас, и
мы — Его, Его народ и овцы паствы Его" (Пс. XCIX,
3). Взгляни туда, где забрезжила уже заря^ истины. Пред-
ставь: зазвучал человеческий голос; он звучит еще и еще,
и, наконец, умолкает. Замолк он, звук растаял и наступила
тишина. Пока он не зазвучал, он был в будущем и его
нельзя было измерить; также нельзя его измерить и сейчас:
его уже нет. Можно было тогда, когда он звучал, ибо
тогда было что мерить. Но ведь и тогда он не застывал,
но приходил и уходил. Но, может быть, потому его и
можно было измерить? Проходя, он тянулся, и это про-
тяжение, в отличие от настоящего, имело длину и под-
лежало измерению. А коли так, то смотри: начинает звучать
некий звук; измерим его, пока он звучит, ибо, отзвучав,
он уйдет и измерять будет нечего. Измерим и скажем,
какова его длительность. Измерим с того момента, как
он возник, и до того, как он прекратился. Мы, значит,
измеряем промежуток между каким-то началом и каким-то
концом. Поэтому еще звучащий звук нельзя измерить и
сказать, насколько он длиннее или короче другого. Но
когда он смолкнет, его уже не будет; как же тогда его
мерить? И все же мы измеряем время, не то, которого
еще нет, и не то, которого уже нет, и не то, которое не
длится, и не то, что еще не закончилось. Таким образом,
мы измеряем не будущее время, не настоящее и не
прошедшее, и даже не то, которое проходит; и все же
мы его измеряем.
"Господь, всего Создатель" (Deus creator omnium); этот
стих состоит из восьми чередующихся слогов, коротких и
долгих; есть четыре коротких: первый, третий, пятый и
седьмой; они однократны по отношению к четырем долгим:
второму, четвертому, шестому и восьмому. Каждый долгий
вдвое длинней короткого. Я, произнося их, слышу это, а
потому и утверждаю. Таким образом, если в этом вопросе
полагаться на слух, то выходит: я вымеряю долгие слоги
краткими и чувствую, что долгий вдвое длиннее краткого.
678