Августин Аврелий. Творения. Том 1. Об истинной религии

Августин Аврелий. Творения. Т.1. Об истинной религии. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. С.742

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) - величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. Многогранности дарований и масштабу личности Блаженного Августина вполне согтветствует общее количество написанных им сочинений - 93 в 232 книгах. В данном томе представлены ранние и по преимуществу философские работы святого отца. Приведены также обширный философско-догматический трактат «Об истинной религии (против манихеев)» и знаменитая, ошеломляющая «Исповедь». В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и к превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
долго уже говорю и что это "долго" — некий промежуток
времени. Как же так выходит, что это я знаю, а что такое
само время — не знаю? А может быть, знаю, но не знаю,
как рассказать об этом? Увы мне! Я даже не знаю, что
я знаю! Вот, Господи, я не осмелюсь солгать пред лицем
Твоим: что думаю, то и говорю. "Ты возжигаешь светильник
мой, Господи; Бог мой просвещает тьму мою" (Пс. XVII,
29).
Глава XXVI
Ведь не лжет же душа моя, говоря Тебе, что она
измеряет время. Да, Господи, я измеряю, хотя и не знаю,
что измеряю. Я измеряю движение временем, но разве я
не измеряю само время? Когда я измеряю, сколь долго
движется тело отсюда туда, то что я измеряю, как не
время, в течение которого тело движется? А чем измеряется
время, как не временем же: более длинное более коротким,
как мы измеряем балку локтем. Так, длительность долгого
слога измеряется длительностью более короткого: о нем
говорится, что он вдвое длиннее. Длительность произ-
ведения вымеряется числом стихов, длина стиха — числом
стоп, длина стопы — числом слогов и длительность долгих
слогов — длительностью коротких. Счет этот не зависит
от числа страниц, иначе бы мы измеряли не время, а
место, и по мере того, как произносятся слова, мы говорим
о том, сколь длинно произведение, из скольких стихов
оно состоит, сколь длинны сами стихи, состоящие из
стольких-то стоп, и т. д. Но точной меры времени здесь
нет, ибо и короткий стих можно произносить протяжно,
и длинный — очень быстро. Выходит, ясно: время есть
некая протяженность, но не совсем ясно, протяженность
чего. Может быть, души? Что же, Господи, я измеряю.
Время? Но я не могу измерить будущего, ибо его еще
нет, не могу измерить настоящего, ибо у него нет дли-
тельности, не могу измерить и прошедшего — его уже
нет. Что же я измеряю? Время, которое проходит, но еще
не прошло?
677