Августин Аврелий. Творения. Том 1. Об истинной религии

Августин Аврелий. Творения. Т.1. Об истинной религии. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. С.742. ISBN 5-89329-212-X

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) - величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. Многогранности дарований и масштабу личности Блаженного Августина вполне согтветствует общее количество написанных им сочинений - 93 в 232 книгах. В данном томе представлены ранние и по преимуществу философские работы святого отца. Приведены также обширный философско-догматический трактат «Об истинной религии (против манихеев)» и знаменитая, ошеломляющая «Исповедь». В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и к превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

: [URL="http://txt.drevle.com/text/avgustin_avreliy-tvoreniya-1-2000/676"]Августин Аврелий. Творения. Т.1. Об истинной религии. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. С.742. ISBN 5-89329-212-X[/URL]
 

OCR
чего нет. Слабы глаза мои, как увидеть им промышление
Твое? Где взять мне сил, которых у меня самого нет?
Укрепи меня, Боже, и помоги, и тогда постигну я все
благодаря Тебе, сладостный свет внутреннего взора моего.
Глава XX
Ясно одно: будущего и прошлого нет, а потому не-
правильно говорить о существовании трех времен: про-
шедшего, настоящего и будущего. Правильнее было бы
сказать, что есть настоящее прошедшего, просто настоящее
и настоящее будущего. Эти три времени существуют в
нашей душе, и нигде более: настоящее прошедшего —
это память; просто настоящее — созерцание; настоящее
будущего — ожидание. Если это так, то времени дейст-
вительно три, хотя бы их и называли, как принято:
прошедшее, настоящее и будущее. Я озабочен не тем,
чтобы спорить о словах; лишь бы люди понимали, о чем
они говорят, и знали, что прошедшего и будущего нет.
Слова ведь нечасто употребляются в их собственном смысле,
и однако же, выражаясь неточно, мы прекрасно понимаем,
о чем идет речь.
Глава XXI
Я уже говорил о том, что мы можем измерять время
только в процессе его прохождения, и только благодаря
этому можем говорить о том, что тот промежуток был
больше того, этот — меньше этого, а те и вовсе были
равны. Мы измеряем текущее время, и если бы кто-либо
спросил меня, откуда я это знаю, я бы ответил, что знаю
благодаря самому измерению, ибо измерить можно только
существующее, прошлого же и будущего не существует.
Но как измерить настоящее, если у него нет длины? И
откуда, как и куда идет время? Откуда, как не из будущего?
Как? Через настоящее, у которого нет длины. Куда? В
прошедшее. Из того, чего еще нет, через то, у чего нет
673