Августин Аврелий. Творения. Том 1. Об истинной религии

Августин Аврелий. Творения. Т.1. Об истинной религии. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. С.742. ISBN 5-89329-212-X

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) - величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. Многогранности дарований и масштабу личности Блаженного Августина вполне согтветствует общее количество написанных им сочинений - 93 в 232 книгах. В данном томе представлены ранние и по преимуществу философские работы святого отца. Приведены также обширный философско-догматический трактат «Об истинной религии (против манихеев)» и знаменитая, ошеломляющая «Исповедь». В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и к превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

: [URL="http://txt.drevle.com/text/avgustin_avreliy-tvoreniya-1-2000/675"]Августин Аврелий. Творения. Т.1. Об истинной религии. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. С.742. ISBN 5-89329-212-X[/URL]
 

OCR
(они прошли), а слова, навеянные образами этих событий,
которые, проходя, оставили в душе как бы свои отпечатки.
Детства моего, например, уже нет, ибо оно в прошлом,
которого нет, но вспоминая о нем я вижу его образ,
живущий в памяти моей в настоящем.
Не в том ли и причина правдивых предсказаний: по
существующим образам прозревать те, которых еще нет?
Признаюсь, Господи, этого я не знаю. Знаю, однако, что
мы часто обдумываем будущие действия, и само это
обдумывание происходит в настоящем, хотя предмета обду-
мывания еще нет, он — в будущем. Но как происходит
это таинственное предчувствие будущего? Ведь увидеть
можно только то, что есть, а то, что есть, — в настоящем.
И когда говорят о том, что видят будущее, то видят,
собственно, не его, а те его признаки и причины, которые
уже существуют в настоящем. Не будущее, таким образом,
видится провидцам, а настоящее, и по нему они предрекают
то, что должно произойти. Представления о будущем уже
живут в душе, и всматриваясь в них говорят о будущем.
Вот один из многочисленных примеров: я вижу зарю и
говорю о том, что скоро взойдет солнце. Я вижу настоящее,
говорю же о будущем; не солнце в будущем (оно уже
есть), а его восход (которого еще нет). Если бы в душе
моей не было представления о восходе, я не смог бы его
предсказать; ни заря, которую я вижу, ни представление
о восходе, которое живет в душе (то и другое — в
настоящем) — не есть сам восход, однако они позволяют
мне сказать о том, что скоро взойдет солнце. Будущего
еще нет, а раз нет, то и вообще нет и увидеть его никак
нельзя, но его можно предсказать исходя из того насто-
ящего, которое есть и которое можно увидеть.
Глава XIX
Как же Ты, Создатель и Управитель мира, являешь
душам грядущее? А ведь Ты являешь его пророкам Своим.
Как же являешь его Ты, для Которого нет никакого
будущего? Через настоящее? Ибо как можно явить то,
672