Августин Аврелий. Творения. Том 1. Об истинной религии

Августин Аврелий. Творения. Т.1. Об истинной религии. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. С.742

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) - величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. Многогранности дарований и масштабу личности Блаженного Августина вполне согтветствует общее количество написанных им сочинений - 93 в 232 книгах. В данном томе представлены ранние и по преимуществу философские работы святого отца. Приведены также обширный философско-догматический трактат «Об истинной религии (против манихеев)» и знаменитая, ошеломляющая «Исповедь». В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и к превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
насколько одно время короче или длиннее другого, и
указать, что то длиннее этого в два раза, это — короче
того в три раза, а эти два — равны. Измеряем же мы
время только тогда, когда оно идет, ибо мы его чувствуем;
как нам измерить прошлое, которого уже нет, или будущее,
которого еще нет? Кто осмелится утверждать, что может
измерить несуществующее? Пока время идет, его можно
чувствовать и измерять, когда прошло — как измерить
его, то, чего уже нет?
Глава XVII
Я только исследую, Отче, я ничего не утверждаю.
Господи, помоги мне, направляй меня. Кто решился бы
сказать, что трех времен, как учили мы в детстве, а затем
и сами учили детей, что их, прошлого, настоящего и
будущего, нет, а есть одно только настоящее? Или же
все-таки есть и они? Возможно, будущее прячется в
каком-то тайнике, выходя из которого становится насто-
ящим, а затем вновь прячется и называется прошедшим?
Иначе как бы прозревали будущее предсказатели, как
могли бы люди правдиво повествовать о прошлом, если
бы то и другое не представало перед их умственным
взором? А можно ли видеть несуществующее? Таким
образом, прошлое и будущее существуют.
Глава XVIII
Дозволь мне, Господи, упование мое, спрашивать и
дальше, да не смутят меня поиски мои. Если будущее и
прошлое существуют, то где? Твердо могу сказать одно:
где бы они ни были, там они — настоящее, ибо если и
там будущее — только будущее, то и там его еще нет,
прошлого же, если и там оно прошлое — там уже нет.
Так что где бы и как бы они ни были, там, где они
есть, там они — настоящее. И правдиво повествуя о
прошлом, люди извлекают из памяти не сами события
22 Зак. 3644
671