Августин Аврелий. Творения. Том 1. Об истинной религии

Августин Аврелий. Творения. Т.1. Об истинной религии. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. С.742. ISBN 5-89329-212-X

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) - величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. Многогранности дарований и масштабу личности Блаженного Августина вполне согтветствует общее количество написанных им сочинений - 93 в 232 книгах. В данном томе представлены ранние и по преимуществу философские работы святого отца. Приведены также обширный философско-догматический трактат «Об истинной религии (против манихеев)» и знаменитая, ошеломляющая «Исповедь». В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и к превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

: [URL="http://txt.drevle.com/text/avgustin_avreliy-tvoreniya-1-2000/672"]Августин Аврелий. Творения. Т.1. Об истинной религии. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. С.742. ISBN 5-89329-212-X[/URL]
 

OCR
тут понимаем, что он имеет в виду. Так что же такое
время? Если никто меня о нем не спрашивает, то я знаю
-— что, но как объяснить вопрошающему — не знаю.
Твердо же знаю я только одно: если бы ничего не
проходило, не было бы прошедшего; если бы ничего не
приходило, не было бы будущего; если бы ничего не
было, не было бы настоящего. Но как может быть прошлое
и будущее, когда прошлого уже нет, а будущего еще нет?
А если бы настоящее не уходило в прошлое, то это было
бы уже не время, а вечность. Настоящее именно потому
и время, что оно уходит в прошлое. Как же можно тогда
говорить о том, что оно есть, если оно потому и есть,
что его не будет. Итак, время существует лишь потому,
что стремится исчезнуть.
Глава XV
Однако, мы говорим о длительном времени или о
времени кратком, причем говорим это применительно
только к прошлому и будущему. Например, о сотне лет,
прошедшей или будущей, мы говорим как о времени
длительном, о десяти же минутах, прошлых или будущих,
как о времени кратком. Но как может быть длительным
или кратким то, чего нет? Прошлого уже нет, будущего
еще нет. Мы же не скажем о прошлом "долго", но "было
долго"; о будущем же — "будет долго". Господи мой,
Свет мой, не посмеется ли и здесь истина Твоя над
гордыми? Долгое прошлое стало долгим тогда, когда его
уже не стало, а не тогда, когда оно еще было настоящим.
Но как может быть долгим то, чего нет? Поэтому правильно
говорить не "долгое прошлое", а "долгим было это на-
стоящее", ибо оно тогда только и было, когда оно было
настоящим.
Но погляди, душа, может ли быть настоящее долгим:
тебе ведь дано наблюдать сроки и измерять их. Что ты
ответишь? Сто лет настоящего — долго ли это, или нет?
Но могут ли все сто лет быть в настоящем? Если идет
первый год, то он — в настоящем, остальные же девяносто
669