Августин Аврелий. Творения. Том 1. Об истинной религии

Августин Аврелий. Творения. Т.1. Об истинной религии. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. С.742

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) - величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. Многогранности дарований и масштабу личности Блаженного Августина вполне согтветствует общее количество написанных им сочинений - 93 в 232 книгах. В данном томе представлены ранние и по преимуществу философские работы святого отца. Приведены также обширный философско-догматический трактат «Об истинной религии (против манихеев)» и знаменитая, ошеломляющая «Исповедь». В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и к превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
резвит ум, поразмыслит здраво и поймет тогда, сколь
суетно его удивление. В самом деле, как могли протекать
те бесчисленные века до творения, если Господь еще не
сотворил их, ибо Он — Творец всех веков и времен. Что
могло проходить, если и проходить-то было нечему? Как
вообще Господь мог какое-то время ни^рго не делать до
творения, если само это время еще не было сотворено?
Кто сотворил это время, как не Он? Как могло проходить
оно, если не было сотворено? А так как до сотворения
неба и земли времени не было, то зачем спрашивать, что
Бог делал "тогда"? Не было времени, не было и "тогда".
Нет, не во времени Ты предварял времена, иначе бы
и не предварял. Ты предшествуешь им Своей безначальной
вечностью, возвышаешься надо всем будущим. Оно придет
и уйдет, но "Ты — тот же, и лета Твои не кончатся"
(Пс. CI, 28). Годы Твои не приходят и не уходят, наши
же, чтобы прийти им всем, приходят и уходят. Все годы
Твои одновременны и постоянны, наши же исполнятся
только тогда, когда их уже не станет. "У Господа один
день" (II Пет. III, 8), и день этот не наступает ежедневно,
а суть вечное "сегодня", которое не сменяется "завтра"
и не вытесняет "вчера". Твое "сегодня" — вечность, а
потому вечен и Сын Твой, коему Ты сказал: "Ты Сын
Мой; Я ныне родил Тебя" (Пс. II, 7). Всякое время —
от Тебя, Ты же — до всяких времен; не было времени,
Ты же — был.
Глава XIV
Не было такого времени, когда Ты еще ничего не
создал, ибо и время — творение Твое. Нет времени
вечного, подобного Тебе: Ты пребываешь, время же пре-
бывать не может. Что же это — время? Кто может
объяснить это, доходчиво и кратко? Кто может помыслить,
чтобы затем объяснить? И, однако же, о чем так часто
и так обыденно вспоминаем мы в беседах, как не о
времени? И когда говорим о нем, то понимаем, о чем
говорим, и когда о нем говорит кто-либо другой, то и
668