Августин Аврелий. Творения. Том 1. Об истинной религии

Августин Аврелий. Творения. Т.1. Об истинной религии. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. С.742

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) - величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. Многогранности дарований и масштабу личности Блаженного Августина вполне согтветствует общее количество написанных им сочинений - 93 в 232 книгах. В данном томе представлены ранние и по преимуществу философские работы святого отца. Приведены также обширный философско-догматический трактат «Об истинной религии (против манихеев)» и знаменитая, ошеломляющая «Исповедь». В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и к превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
ности же этого нет: там все здесь и сейчас, там одно
настоящее, тогда как невозможно найти то время, которое
действительно было бы в настоящем. Все прошедшее наше
было некогда будущим, все будущее зависит от прошедшего;
но все прошедшее и все будущее творится из настоящего,
вечно сущего, для которого нет ни прошедшего, ни
будущего; и это-то мы и называем вечностью. Но кто в
состоянии понять эту неизменно пребывающую в насто-
ящем вечность, которая, не зная ни прошедшего, ни
будущего, творит из своего "сейчас" и прошедшее, и
будущее? Чей язык, чей стиль разрешит эту великую
загадку?
Глава XII
Как же ответить мне тем, кто вопрошает: "Что делал
Бог до того, как сотворил небо и землю?" Не стану
отделываться той известной шуткой, что, дескать, Бог
уготовлял преисподнюю тем, кто дерзнет допытываться о
высоком. Одно дело рассуждать, совсем другое — вы-
смеивать. Лучше уж честно признаться в незнании, чем
изводить всех своими остротами. Я положительно утвер-
ждаю только одно: Ты, Господи Боже наш, один Творец
вселенной; и если под именем неба и земли разумеются
все твари, созданные Тобой, то я смело говорю: до
сотворения неба и земли Бог не делал ничего, ибо делать
для Бога — значит творить. О, если бы я знал все, что
мне нужно знать, так же ясно как то, что прежде сотворения
мира не было никакого мира!
Глава XIII
Если же чей-то ум, увлекаясь летучим воображением,
блуждает мыслью в беспредельных просторах времен, как
бы предшествовавших творению, и удивляется, как это
всемогущий Бог, Творец всего, высочайший Создатель неба
и земли в продолжение бесчисленных веков оставался в
бездействии, такой пусть остудит свое воображение, от-
667