Августин Аврелий. Творения. Том 1. Об истинной религии

Августин Аврелий. Творения. Т.1. Об истинной религии. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. С.742

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) - величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. Многогранности дарований и масштабу личности Блаженного Августина вполне согтветствует общее количество написанных им сочинений - 93 в 232 книгах. В данном томе представлены ранние и по преимуществу философские работы святого отца. Приведены также обширный философско-догматический трактат «Об истинной религии (против манихеев)» и знаменитая, ошеломляющая «Исповедь». В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и к превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
Имеющий уши, да слышит в сердце своем слова Твои; я
же, внимая пророчеству Твоему, воззову: "Как много-
численны дела Твои, Господи! Все соделал Ты премудро"
(Пс. CIII, 24). И премудрость Твоя — Начало, и этим
Началом сотворил Ты небо и землю.
Глава X
Не осуетствовали ли, не возгордились ли древностью
рода своего те, которые говорят нам: "Что делал Бог до
того, как сотворил небо и землю? Если Он пребывал в
покое, то почему не остался в нем и далее? Если же в
Нем возникло новое желание нечто сотворить, то в чем
же тогда заключается неизменность Его воли: ведь необ-
ходимо было изменение в Нем, коль скоро возникло новое
желание. Воля Божия присуща Богу и предваряет всякое
творение: ничего бы и не могло быть сотворено, не
предшествуй этому воля творить. Воля Божия, далее,
принадлежит к божественной субстанции, если же пред-
положить, что в ней возникает нечто новое, чего прежде
в ней не было, то тогда эту субстанцию нельзя назвать
в прямом смысле слова вечной. Если же, наконец, воля
Божия от вечности желала творить, то почему само творение
не вечно?"
Глава XI
Как далеки такие от истины! Говорящие это не знают
Тебя, Премудрость Божия, не понимают, как совершаются
дела Твои в Тебе и через Тебя. И при этом силятся
постигнуть непостижимое, мудрствуя о вечном! Их душа,
блуждая в преходящем, мечась между прошлым и будущим,
теряется в суетности помыслов своих. Кто может застыть
хоть на минуту, чтобы проникнуться светом неизменяю-
щейся вечности и сравнить ее с нашими временами, не
знающими постоянства, чей свет — только мерцание? Что
есть протяженность времени, как не последовательный ряд
исчезающих и сменяющих друг друга мгновений? В веч-
666