Августин Аврелий. Творения. Том 1. Об истинной религии

Августин Аврелий. Творения. Т.1. Об истинной религии. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. С.742

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) - величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. Многогранности дарований и масштабу личности Блаженного Августина вполне согтветствует общее количество написанных им сочинений - 93 в 232 книгах. В данном томе представлены ранние и по преимуществу философские работы святого отца. Приведены также обширный философско-догматический трактат «Об истинной религии (против манихеев)» и знаменитая, ошеломляющая «Исповедь». В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и к превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
которым бы повелел сотвориться небу и земле, и ведь
никто другой, помимо Тебя, не мог сотворить его. Так
что же это было за слово Твое, что за орган высочайшей
воли Твоей, которым создавал Ты эту тварь?
Глава VII
Словами бытописателя о сотворении мира и размыш-
лением над ними Ты призываешь нас к пониманию того,
что есть Слово Твое, совечное Тебе, Которое у Бога и
Которое — Бог (Иоан. I, 1). Оно изрекается Тобою в
вечности и Им же все в вечности изрекается; в Нем нет
ни тени перемены, нет ни начала, ни конца, но все вместе
и всегда. В противном случае в Тебе было бы время и
изменяемость, в Том, Кто вечен и неизменен! Я постигаю
это, Господи, и благодарю Тебя за это; и каждый, кто
постигает непреложную истину, благодарит и благословляет
Тебя. Видим, Господи, видим и знаем, что всякий переход
от бытия к небытию — смерть того, что было, а переход
от небытия к бытию — рождение того, чего не было. Но
в Слове Твоем ничего не умирает и не рождается, ибо
Оно бессмертно и вечно. И поэтому Словом Своим,
совечным Тебе, Ты говоришь все одновременно и вечно;
и все, что обретает бытие, Ты вызываешь к бытию этим
Словом, хотя возникающее возникает не вдруг и не
одновременно в вечности, а постепенно и во времени.
Глава VIII
Как же это так, умоляю Тебя, ответь мне, почему я
вижу это, а выразить не могу? Могу лишь сказать одно:
все, что начинает существовать и перестает, начинает и
перестает тогда, когда надлежит ему начаться и перестать,
и так определено ему вечным Умом, Который не начинается
и не перестает. И этот Ум — Слово Твое, Которое и
есть Начало, как и было сказано (Иоан. VIII, 25). Слово
сие, воплотившись, благовествует нам в Евангелии, проз-
664