Августин Аврелий. Творения. Том 1. Об истинной религии

Августин Аврелий. Творения. Т.1. Об истинной религии. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. С.742

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) - величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. Многогранности дарований и масштабу личности Блаженного Августина вполне согтветствует общее количество написанных им сочинений - 93 в 232 книгах. В данном томе представлены ранние и по преимуществу философские работы святого отца. Приведены также обширный философско-догматический трактат «Об истинной религии (против манихеев)» и знаменитая, ошеломляющая «Исповедь». В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и к превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
землю? Конечно, Ты сотворил их не на небе и не на
земле; не в воздухе и не в водах, ибо они относятся к
небу и земле; не во вселенной сотворил Ты вселенную,
ибо до сотворения не было и ее. А из чего сотворил? Из
материи? Но до своего сотворения не было и материи: в
противном случае она ограничивала бы Твое всемогущество.
Если же материя была сотворена Тобою прежде, то из
чего: из чего-то, что было сотворено до материи, или же
это "что-то" существовало само по себе, опять-таки огра-
ничивая Твое всемогущество? Выходит, до творения не
было ничего, кроме Тебя, и все существующее зависит
только от Твоего бытия. "Словом Господа сотворены
небеса, и духом уст Его — все воинство их. Ибо Он
сказал, — и сделалось; Он повелел, — и явилось" (Пс.
XXXII, 6, 9).
Глава VI
А каким образом Ты повелел? Неужто голосом, каким
некогда сказал с неба: "Сей есть Сын Мой Возлюбленный,
в Котором Мое благоволение" (Мф. III, 17)? Не думаю.
Этот голос похож был на наш, когда слоги возникали
один за другим и исчезали, и сам он, отзвучав, исчез.
Понятно, что Ты говорил через временную тварь, слу-
жившую вечной воле Твоей. И эти раздававшиеся во
времени слова Твои воспринимались внешним слухом тела
и передавались внутреннему слуху души, которая соот-
носила услышанное с вечным Словом Твоим. Сравнив эти
отзвучавшие слова с вечным Словом Твоим, пребывающим
в безмолвной тишине, душа сказала себе: "Нет, эти слова
и Слово Твое — не одно и то же. Прозвучавшие слова
ниже меня, их даже нельзя назвать сущими, ибо они бегут
и исчезают. Слово же Господа моего бесконечно выше
меня, пребывая вовеки". Итак, если такими телесными
звуками Ты повелел сотвориться земле и небу, то еще
прежде них Ты должен был создать телесную тварь, чей
голос должен был прозвучать во времени. Но до сотворения
неба и земли не было никакой твари, а если бы и была,
то не мимолетным же словом Ты создал мимолетное слово,
663