Августин Аврелий. Творения. Том 1. Об истинной религии

Августин Аврелий. Творения. Т.1. Об истинной религии. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. С.742

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) - величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. Многогранности дарований и масштабу личности Блаженного Августина вполне согтветствует общее количество написанных им сочинений - 93 в 232 книгах. В данном томе представлены ранние и по преимуществу философские работы святого отца. Приведены также обширный философско-догматический трактат «Об истинной религии (против манихеев)» и знаменитая, ошеломляющая «Исповедь». В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и к превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
Глава IV
Мы видим: небо и земля существуют; они сами говорят
нам, что сотворены, ибо изменчивы. То же, что существует
и не сотворено, постоянно и неизменно, ибо в несотво-
ренном нет ничего, что могло бы прибавляться, убывать
или измениться. Они также свидетельствуют и о том, что
не сотворили себя сами, да и не могли сотворить. "Мы
существуем, — говорят нам они, — ибо сотворены. Нас
не было прежде нашего бытия, как же могли мы сотворить
сами себя?" И голос их — очевидная истина. Итак, Ты,
Господи, сотворил их, Ты даровал им бытие. Они прек-
расны, ибо прекрасен Ты; они благи, ибо Ты — Благо;
они существуют только потому, что Ты — Сущий (Исх.
III, 14). Но они не столь прекрасны, не столь благи и
нет в них той полноты бытия, которая есть в Тебе, их
Творце; в них есть только отблеск, отражение Твоих
совершенств. Мы знаем это и благодарим Тебя, хотя наше
знание по сравнению с Твоим — неведение.
Глава V
"В начале сотворил Бог небо и землю" (Быт. I, 1).
Как сотворил? Какие орудия, какие механизмы использовал
для столь великого дела? Ты ведь не действовал как
мастер, делающий одну вещь при помощи другой, при-
дающий ей ту форму, какую он видит в своем уме. Но
откуда в душе его такая способность, как не от Тебя, его
Творца? Притом, он оформляет уже существующую мате-
рию, например, землю, камень, дерево, золото и т. п.
Откуда все это, кто дал им их бытие, если не Ты? Ты
дал мастеру тело и душу, управляющую членами его; Ты
дал ему материал для работы; Ты дал и способность уму
его постигать тайны искусства и заранее видеть то, что
он хочет произвести; Ты же наделил его и телесными
чувствами, посредниками между телом его и душою. Все
это говорит о том, что Ты — Творец всего. Но как Ты
творишь все это, как, всемогущий, сотворил Ты небо и
662