Августин Аврелий. Творения. Том 1. Об истинной религии

Августин Аврелий. Творения. Т.1. Об истинной религии. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. С.742

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) - величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. Многогранности дарований и масштабу личности Блаженного Августина вполне согтветствует общее количество написанных им сочинений - 93 в 232 книгах. В данном томе представлены ранние и по преимуществу философские работы святого отца. Приведены также обширный философско-догматический трактат «Об истинной религии (против манихеев)» и знаменитая, ошеломляющая «Исповедь». В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и к превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
смиренно ударяя себя в грудь. Они привлекли в сотоварищи
себе духов обманчивых, опутавших их сетями магии и
чародейства. Они искали посредника, который очистил бы
их, но встретили "сатану, принявшего вид Ангела света"
(II Кор. XI, 14). И соблазнилась их плоть, ибо тот был
бесплотен.
Были они смертные и грешники, Ты же, Господи,
Которого они гордо искали, бессмертен и свободен от
греха. И посреднику между Тобою и людьми надлежало
в чем-то уподобиться Богу, а в чем-то — людям. Если
бы он был подобен только людям, он был бы далек от
Бога, если бы — Богу, был бы далек от людей. У ложного
же посредника, определенного по правосудию Твоему к
посрамлению гордых, есть одно общее с людьми — грех.
Он, однако, хочет казаться и в чем-то подобным Богу;
будучи бесплотным, он похваляется бессмертием. Но так
как "возмездие за грех — смерть" (Рим. VI, 23), то и
объединяет его с людьми как раз то, за что он вместе с
ними осужден на смерть.
Глава XLIII
Истинный Посредник, Которого сокровенное мило-
сердие Твое предназначило для людей смиренных, дабы
на Его примере учились они подлинному смирению,
человек Иисус Христос, встал между смертными греш-
никами и Тобой, бессмертным и праведным; смертный,
как люди, праведный, как Бог. И так как награда за
праведность — жизнь и мир, то ею, соединявшей Его с
Богом, он изгнал смерть для оправдания грешников, приоб-
щившись к ней вместе с ними. Он явлен был древним
святым, дабы они спаслись верою в будущие муки Его,
как и мы спасаемся верою в бывшие. Как человек, Он
— Посредник, как Слово — Бог. Он Бог у Бога, единый
Бог вместе с Богом.
Сколь возлюбил Ты нас, Отче, если Сына Своего не
пощадил и предал за нас, нечестивых. Сколь возлюбил,
что Он, Который "не почитал хищением быть равным
657