Августин Аврелий. Творения. Том 1. Об истинной религии

Августин Аврелий. Творения. Т.1. Об истинной религии. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. С.742

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) - величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. Многогранности дарований и масштабу личности Блаженного Августина вполне согтветствует общее количество написанных им сочинений - 93 в 232 книгах. В данном томе представлены ранние и по преимуществу философские работы святого отца. Приведены также обширный философско-догматический трактат «Об истинной религии (против манихеев)» и знаменитая, ошеломляющая «Исповедь». В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и к превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
этим, ибо нередко презрение к суетной славе — одежда,
в которую рядится еще более суетная похвальба. Нельзя
хвалиться презрением к славе: нет никакого презрения,
если оно — только повод для похвальбы.
Глава XXXIX
В нас гнездится еще и другое зло, обнаруживаемое
этим искушением, опустошающее души тех, которые нра-
вятся себе даже тогда, когда не нравятся другим, и даже
более того — когда они другим противны. Да они и не
хотят нравиться. Радуясь собою, они становятся против-
ными Тебе, ибо дурное почитают за доброе, Твое добро
— своим, а если и Твоим, то совершенным благодаря
им. Они не порадуются Твоим дарам в них, но позавидуют
тем, кто ими воспользуется. Таковы опасности, такими
страхами терзается сердце мое; Ты видишь это, Господи,
и не перестаешь исцелять раны мои, хотя и ежечасно
наносишь все новые и новые.
Глава XL
Какими путями не прошла со мною Истина, уча, чего
остерегаться и к чему стремиться, когда обращался я к
Ней со скудными домыслами своими, ища утешения и
спрашивая совета! Я обошел, насколько смог, чувствами
своими телесный мир, изучал жизнь, оживляющую тело
мое, исследовал сами чувства. Оттуда обратился я к
сокровенным глубинам памяти с бесчисленными сокро-
вищами их. Я смотрел и поражался, без помощи Твоей
я ничего не мог понять, кроме того, что это — не Ты.
И не сам я к этому пришел, хотя и проник повсюду,
стараясь во всем разобраться и все оценить: кое о чем
мне сообщили чувства, о них самих — нечто во мне,
ставшее как бы мною самим; я постигал чувства свои,
роясь в сокровищницах памяти, где одно прятал, другое
— рассматривал, а что-то и извлекал на свет. Но и та
655