Августин Аврелий. Творения. Том 1. Об истинной религии

Августин Аврелий. Творения. Т.1. Об истинной религии. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. С.742. ISBN 5-89329-212-X

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) - величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. Многогранности дарований и масштабу личности Блаженного Августина вполне согтветствует общее количество написанных им сочинений - 93 в 232 книгах. В данном томе представлены ранние и по преимуществу философские работы святого отца. Приведены также обширный философско-догматический трактат «Об истинной религии (против манихеев)» и знаменитая, ошеломляющая «Исповедь». В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и к превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

: [URL="http://txt.drevle.com/text/avgustin_avreliy-tvoreniya-1-2000/657"]Августин Аврелий. Творения. Т.1. Об истинной религии. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. С.742. ISBN 5-89329-212-X[/URL]
 

OCR
то огорчаюсь его недостаткам, так как он не понимает,
что есть добро. Ведь я порою огорчаюсь похвалам себе,
когда хвалят во мне то, что мне самому не нравится, или
перехваливают то, что я считаю незначительным. Но
опять-таки, откуда я могу знать, что подвигает меня на
это: забота о ближнем, или желание, ч^обы хвалящий
разделял со мною мое мнение обо мне. И если мое
собственное мнение о себе не встречает похвалы, это
значит, что не хвалят и меня, ибо или хвалят то, что
мне самому не нравится, или перехваливают то, что мне
нравится, но не слишком. Ну, не загадка ли я сам для
себя?
Но в Тебе, непреложная Истина, я нахожу, что бес-
покоиться от похвал себе мне надлежит не ради себя, а
ради ближнего. Отчего так, не знаю, ибо тут я меньше
знаю себя, чем Тебя. Молю Тебя, Господи, яви мне самого
меня, дабы я мог исповедаться братьям в ранах моих.
Они помолятся за меня, а я спрошу себя еще и еще:
если, слушая похвалы себе, я беспокоюсь о благе ближнего,
то почему меня меньше смущают несправедливые упреки,
когда они адресованы не мне, а другому? Почему я больше
уязвляюсь оскорблением мне, а не ближнему? Неужто и
это от меня сокрыто? Что же, продолжать "обольщать
себя самого" (Гал. VI, 3), лгать перед Тобою устами и
сердцем? Да не будет! Удали от меня безумие мое, Господи,
да не будут слова мои елеем, который повредит голове
моей (Пс. CXL, 5).
Глава XXXVIII
"Я беден и нищ" (Пс. CVIII, 22), но становлюсь лучше,
когда, опротивевши себе, с горькими стенаниями ищу я
милосердия Твоего, доколе не восполнится ущербность
моя и не исполнюсь я мира, недоступного горделивым.
Речи же и дела, становясь известными людям, искушают
любовью к похвалам, которая может стать попрошайкой,
клянчащей голоса для утоления похоти своей. И даже
тогда, когда я изобличаю ее в себе, она искушает меня
654