Августин Аврелий. Творения. Том 1. Об истинной религии

Августин Аврелий. Творения. Т.1. Об истинной религии. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. С.742. ISBN 5-89329-212-X

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) - величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. Многогранности дарований и масштабу личности Блаженного Августина вполне согтветствует общее количество написанных им сочинений - 93 в 232 книгах. В данном томе представлены ранние и по преимуществу философские работы святого отца. Приведены также обширный философско-догматический трактат «Об истинной религии (против манихеев)» и знаменитая, ошеломляющая «Исповедь». В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и к превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

: [URL="http://txt.drevle.com/text/avgustin_avreliy-tvoreniya-1-2000/655"]Августин Аврелий. Творения. Т.1. Об истинной религии. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. С.742. ISBN 5-89329-212-X[/URL]
 

OCR
сделал. Таким оно было всегда, но я не знал о том, а
потому так долго боялся одеть.
Ужели, Владыка единый, правящий всем без гордыни,
ибо кто сравнится с Тобою, Ты избавил меня и от третьей
напасти: желать, чтобы люди любили меня и боялись не
ради чего-то другого, а просто так, поскольку в том есть
своя радость, которая вовсе не радость? Жалка такая
жизнь, нелепо и мерзко тщеславие. Это-то и есть главная
помеха любви к Тебе и страха перед Тобою, ибо "Ты
гордым противишься, а смиренным даешь благодать" (I
Пет. V, 5), мечешь на мирское тщеславие громы, от коих
"потрясается и всколебается земля, дрожат и подвигаются
основания гор" (Пс. XVII, 8). И так как иные общественные
дела можно исполнить только любя Тебя и боясь, то
тут-то враг и расставляет силки, заманивая в них лукавыми
похвалами. А поскольку нам сладостно, чтобы любили нас
и боялись не ради Тебя, но ради нас самих, то враг наш,
уподобляя нас себе, и держит нас этим в своем плену,
дабы мы разделили с ним наказание его. Это он решил
вознести престол свой, утвердить его "на краю севера"
(Ис. XIV, 13), чтобы ему, злопыхателю и нелепому под-
ражателю Твоему, служили исполненные мрака и холода.
Мы — "малое стадо" Твое, Господи (Лук. XII, 32).
Владей нами, укрой под сенью крыл Твоих, будь нашей
славой: пусть нас любят ради Тебя, пусть боятся в нас
слова Твоего! Кто сможет защитить тщеславных на Суде
Твоем? "Нечестивый хвалится похотию души своей; ко-
рыстолюбец ублажает себя" (Пс. IX, 24), но кто похвалит
их? Человека похвалят за дары, полученные им от Тебя,
и пусть он радуется этим дарам, а не похвалам — они
не его. Хвалящий же лучше хвалимого, ибо первому угоден
в человеке Твой дар, второй же гордится Твоим, как
своим.
Глава XXXVII
Ежедневно мы подвергаемся искушениям, Господи, и
наибольшее из них — уста хвалящего. Ты приказываешь
нам и здесь владеть собою: дай, что велишь, повели, что
652