Августин Аврелий. Творения. Том 1. Об истинной религии

Августин Аврелий. Творения. Т.1. Об истинной религии. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. С.742

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) - величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. Многогранности дарований и масштабу личности Блаженного Августина вполне согтветствует общее количество написанных им сочинений - 93 в 232 книгах. В данном томе представлены ранние и по преимуществу философские работы святого отца. Приведены также обширный философско-догматический трактат «Об истинной религии (против манихеев)» и знаменитая, ошеломляющая «Исповедь». В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и к превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
укрывается от нее. Но даже и в нищете своей душа хочет
радоваться истине, а не лжи. Счастье же она обретет
только тогда, когда сможет радоваться самой Истине,
единому Началу всего истинного.
Глава XXIV
Вот, Господи, сколько времени плутал я тропами памяти
моей, и нигде не находил Тебя вне ее. Я ничего не
нашел, чего бы не помнил о Тебе с того дня, как узнал
о Тебе. И когда я узнал о Тебе, то уже не забывал Тебя.
Где нашел я истину, там нашел я и Господа моего, мою
Истину, нашел, чтобы никогда уже не забыть. Ты пре-
бываешь в памяти моей, и вспоминая Тебя, я радуюсь о
Тебе. Так щедро одарил Ты меня, призрев на мою нищету.
Глава XXV
Где пребываешь Ты, Боже, в памяти моей? Где это
место, где храмина Твоя? Ты удостоил ее Своим пребы-
ванием, но в какой ее части? Я обозрел те места, что
есть и у животных: там нет Тебя, ибо там — только
образы телесных предметов. Затем перешел к тем, где
хранятся состояния души, но и там не нашел я Тебя. Я
вошел в обитель самой души, ибо и о ней есть своя
память; и там я Тебя не застал. Ты ведь не телесный
образ и не состояние души, которое испытывает она
радуясь и негодуя, желая и боясь, вспоминая и забывая;
наконец, Ты и не душа, ибо Ты — Господь Бог души
моей. Все прочее изменчиво, Ты же — неизменен, и
все-таки Ты удостоил память мою Своим святым пребы-
ванием в ней. Но зачем вопрошаю я о месте: разве есть
там место? Несомненно одно: Ты пребываешь в ней, ибо
я помню Тебя с того дня, как узнал Тебя, и нахожу Тебя
в ней, когда вспоминаю о Тебе.
640